Особенности методики применения игровой деятельности

Страница 2

Перечисленные музыкальные игры выполняют несколько функций.

Культурологическая функция – одна из важнейших: учащиеся не только получают впечатления от произведений, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует развитие их художественных интересов, вкусов и потребностей.

Воспитательная функция: в процессе игр у учащихся вырабатываются ценностные ориентации, развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь. Различные по содержанию музыкальные игры способствуют воспитанию эстетических вкусов и потребностей, волевых качеств и мировоззрения.

Развивающая функция: в процессе развивается быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, мышление, художественные способности. Реализация данной функции осуществляется с помощью различных ролей, проигрывание которых способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, фантазии.

Коммуникативная функция – она тесно связана с развивающей. Эта функция, обеспечивающая формирование навыков общения.

Гносеологическая функция – заключается в познании новых фактов, событий, явлений с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, воспитании умения «наблюдать» за развитием музыкально-сценического образа и драматургии действия.

Обучающая функция: музыкальные игры способствуют усвоению разносторонних знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывают исполнительские навыки и умения [4;17].

В структуру музыкальной игры как процесса входят:

– роли, взятые на себя играющими;

– игровые действия как средства реализации этих ролей;

– игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

– реальные отношения между играющими;

– сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Основными требованиями для музыкальной игры являются:

– доступность;

– эмоциональный характер;

– педагогическая целесообразность;

– воспитательно-коррекционная направленность:

– развитие двигательно-образной активности.

Как показывает практика, для каждого вида игр существуют свои условия. Они определяются возрастной категорией, количеством игроков, временными рамками игровой деятельности. У детей младшего школьного возраста вызывают интерес предметные, ролевые игры, игры – драматизации [49]. При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребенка.

Внедрение игры в педагогический процесс музыкального воспитания выдвигает особые требования и к учителю музыки. Прежде всего, он должен хорошо знать музыку и осознавать заложенное в ней игровое начало, ему необходимо владеть различными подходами и приемами, составляющими основу педагогической игры, а самое главное, от педагога требуется умение играть. Для того чтобы организовать игру на музыкальном занятии, необходима не только предварительная подготовка в виде модели игры и игрового материала [6;18]. Роль педагога в игровой ситуации намного шире и сложнее: он должен быть инициатором и ведущим в игре, уметь принимать на себя любую из предложенных ролей, а также тактично корректировать ее ход, то есть на педагога возлагаются обязанности инициировать игру, целенаправленно ее развивать, контролировать ее ход. Педагог должен содействовать переходу игры на более высокий уровень развития, необходимо уметь включиться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать с партнерами игровые отношения. Немаловажен тот факт, что игра находится на разном уровне развития у тех или иных детей, поэтому следует учитывать и психологические факторы: поддерживать детей в игре, давать детям яркие игровые роли, особенно застенчивым, малоуверенным, неактивным [17].

Музыкальные игры развивают у учащихся внимание и музыкальную память, закрепляют те сведения, которые они получают на урок. Учебно-игровая деятельность используется для активизации ребят, формирования у них интереса к музыке. Художественная игра активно способствует музыкальному развитию учащихся на различных стадиях их художественного взросления. С помощью игровых моментов для школьников становятся доступнее понимание содержания и особенностей музыкального произведения.

Игровые формы работы на уроках музыки способствуют:

– освоению предметного материала – снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;

– развитию воображения и фантазии – формированию нового взгляда на мир, воспитание открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию;

– творческому вхождению в музыкальную реальность – созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества [40].

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности состоит в том, что она возникает по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи педагога. Ее возникновение и развитие обусловлено также стремлением ребенка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством. При этом важны не только эмоции, чувства, но и актуальный уровень развития певческих, музыкально-ритмических двигательных навыков, навыков восприятия музыки и игры на детских музыкальных инструментах. При всех этих характеристиках самостоятельной музыкально-игровой деятельности процесс ее протекания является педагогически обусловленным и предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, профессионально грамотное косвенное руководство этой деятельностью.

Страницы: 1 2 3

Навигация