Развитие интереса у детей младшего школьного возраста к народной музыке в процессе игровой деятельности

Современное образование » Развитие интереса у детей младшего школьного возраста к народной музыке в процессе игровой деятельности

Народная музыка неразрывно связана с жизнью народа. Она является неотъемлемой частью народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями. Народная музыка выполняет задачи нравственного и эстетического воспитания, способствует развитию толерантности и патриотизма. В наше время актуальна проблема поиска путей активизации интереса к народной музыке. В музыкальной педагогике имеются специальные методы, способствующие формированию интереса к народной музыке. Одним из наиболее актуальных методов является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.

Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей детей. Однако современный подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей. Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка. Появление в XX веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, разработана технология подготовки и проведения игр, а также механизм внедрения их в процесс обучения.

Проблема использования игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе разработана пока что недостаточно. Педагогические исследования и методические разработки не дают целостного видения проблемы использования игры в музыкальной педагогике.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности.

Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе на уроках музыки.

Предмет исследования: условия развития интереса к народным традициям у младших школьников в процессе игровой деятельности.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

– изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

– определить особенности формирования интереса к народной музыке через игровую деятельность;

– разработать методику формирования интереса к народной музыке через игровую деятельность;

– апробировать методику и выявить ее эффективность.

Поставленные задачи определили ход эксперимента, который проводился со школьниками младшего школьного возраста на базе СШ №1.

В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Методологической основой исследования послужили теоретические труды современных психологов (Д.Б. Эльконин, Г.С.Абрамова, Э.А.Баранова, И.В.Дубровина и др.), общие труды по педагогике и гуманитарным отраслям (В.К.Буряк, М.В.Гамезо, В.С.Кукушин и др.) и педагогические разработки в области музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Т.В. Надолинская, М.А. Давыдова и др.).

Теоретическая значимость исследования. Выявлена и теоретически обоснована возможность использования игровой деятельности в развитии у детей младшего школьного возраста интереса к народной музыке.

Практическая значимость исследования состоит в использовании результатов исследования в учебно-воспитательном процессе школы в целях развития интереса учащихся младших классов к народной музыке.

Структура: дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, характеризуется степень ее научной разработанности; определены объект и предмет, цель и задачи исследования.

Первая глава включает в себя психологические особенности школьников младшего возраста, особенности формирования интереса к народной музыке и особенности применения игровой деятельности в учебном процессе.

Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе средней школы №1 г. Костаная и результатов исследования.

Список литературы включает в себя 51 источник.

Навигация