Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Современное образование » Развитие интереса у детей младшего школьного возраста к народной музыке в процессе игровой деятельности » Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Страница 1

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Психологи выделяют основные возрастные периоды жизни человека:

– младенческий возраст от 0 до 2 лет;

– раннее детство (2-4 года);

– середина детства (5-7 лет);

– конец детства (8-12 лет);

– подростки (13-17 лет);

– юность (18-22 года);

– период взросления (23-30 лет);

– переходный возраст (30-35 лет);

– зрелость (36-50 лет);

– пожилой возраст (51-65 лет);

– старость (старше 65 лет).

В психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных особенностей. В нашем обществе школьное детство делится на три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Рассмотрим особенности и значение младшего школьного возраста для становления и развития индивидуальности ребенка.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. Школьная пора – новая ступень в формировании индивидуальности учащегося. Поступивший в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей, начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. С приходом в школу меняется доминирующий в жизни ребенка вид деятельности, с игровой на учебную. Очень важно, насколько семья смогла подготовить ребенка к изменению его жизни. Если ребенок психологически не готов, его ждет дезадаптация [39].

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню [46].

Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для учащихся младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое и образное мышление. Без активного участия школьника в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Школа в этот период жизни является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события младшего школьника. Считается, что самое главное событие – это установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачей предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребенок начинает усиленно охранять с применением самых разнообразных средств, выглядящих в глазах взрослого как появление скрытности [2;15].

С началом обучения в школе образ жизни учащегося меняется коренным образом. Изменяется положение ребенка и в семье: раньше он был просто маленьким, а теперь он – школьник. В соответствии с этим меняется и отношение к нему со стороны взрослых членов семьи. Наряду с некоторыми привилегиями, приобретаемыми школьником, к нему предъявляются и новые требования, связанные, например, с необходимостью выполнения распорядка дня, соответствующего школьному расписанию. В это время значительно возрастают требования к умениям ребенка и его развитию, появляются также и формальные оценки его достижений и неудач, и неформальные реакции родителей на эти оценки. В связи с этим ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации – семьей и школой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация