Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Современное образование » Развитие интереса у детей младшего школьного возраста к народной музыке в процессе игровой деятельности » Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Страница 4

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности [21]. Развитая произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще. Работа воображения – важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важная психологическая предпосылка развития способности к творчеству [32].

В рамках учебной деятельности формируются психологические особенности, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это такие новообразования:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– ориентация на группу сверстников[2;9].

Одной из самых важных особенностей является развитие произвольного поведения, в основе которого лежат нравственные мотивы. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях, учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это является важным показателем развития личности. Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности с взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка [21].

Рассмотрим и другую не менее важную особенность – рефлексию, которая развивается также на протяжении младшего школьного возраста. Рефлексия – это способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в процессе диалога со взрослыми [31]. В первом классе неудачи в учении ребенок приписывает внешним обстоятельствам, полагая, что в принципе он мог бы учиться лучше, а к третьему классу приходит осознание, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях личности его самого.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. Очень важно привлекать детей к труду. Трудовая деятельность для младших школьников имеет две стороны: с одной – в ходе этой деятельности ребенок овладевает новым набором социальных свойств, с другой – приобретает умения жить в обществе. Труд в этом возрасте выступает в двух формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация