Возрастные и психологические особенности аудитории

Современное образование » Анализ методической эффективности урока » Возрастные и психологические особенности аудитории

Страница 1

Базой для исследования являлись 7-е классы СОШ №12 г. Гомеля. В общеобразовательной школе в настоящее время не проводятся занятия по мировой художественной культуре, поэтому при подготовке урока следует учесть тот факт, что ученики не владеют специальными знаниями в области искусства. Однако, некоторые ученики в не учебное время посещают занятия в театральном кружке, и, конечно же, все посещают уроки литературы, где они знакомятся с литературными произведениями и их авторами. Мы предположили, что ребятам будет интересно послушать актерское исполнение тех произведений, которые они учили наизусть, поэтому некоторые из таких выступлений были включены в план урока.

Возрастной диапазон аудитории 12-13 лет. Ранний подростковый период развития личности имеет ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке методики проведения урока.

Особенности данного возраста описывали в своих трудах такие авторы как Ирина Юрьевна Кулагина и Роберт Семёнович Немов.

В подростковом возрасте идет перестройка организма ребенка - половое созревание. Психические и физиологические изменения не идут параллельно, что приводит к различным негативным последствиям. "Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом" [4, стр 43].

Данный возраст имеет свои границы, но у каждого отдельного ребенка он протекает по-разному. Внешние признаки полового созревания у разных детей появляются в разное время. Подростки чувствуют себя уязвленными из-за своей неуклюжести, которая связана с непропорциональным ростом отдельных частей тела. "Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище" [4, стр.46]

При проведении урока по художественному чтению следует учитывать, что у мальчиков в данном возрасте меняется голос. Данный процесс может происходить постепенно, поэтому ребятам изменения будут практически незаметны. Однако иногда тембр голоса снижается резко, при этом временами срывается на высоких нотах. Подростки могут переживать это болезненно, стесняться читать вслух, выступать публично.

Ребенок учиться воспринимать себя заново из-за сильных и резких изменений внешности. Именно этот процесс побуждает у подростков повышенный интерес к своей внешности. Подростки часто болезненно переживают любые изъяны во внешности. "Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу" [4, стр.46]. Педагогу следует учесть, что помочь сгладить этот сложный период могут доверительные отношения с близкими взрослыми, понимание и тактичность с их стороны к подросткам.

Подростки зачастую личностно нестабильны из-за противоречивых стремлений, настроений, черт характера. Благодаря этому поведение ребенка зачастую сложно воспринимается и объясняется взрослыми. В подтверждение данному факту можно привести такой пример: подросток считает себя уникальной личностью, и в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Центральным изменением младшего подросткового возраста считается появление у подростка чувства взрослости, ощущение себя в какой-то мере взрослым. [4, стр.48]. Проявляется это в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему как к взрослому. Он способен пойти на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

Подростки нуждаются в интенсивном общении друг с другом, что называется типичной подростковой "реакцией группирования". Следует отметить, подросток в различных группах чувствует себя по-разному. "Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется" [4, стр.50]. Подросток отчаянно отстаивая свою точку зрения, в то же время стремится не выделяться из своего окружения.

Изменения в интеллектуальной сфере связаны с появлением у подростков способности логически мыслить, теперь им подвластны теоретические рассуждения и самоанализ. Изменяется мотивация деятельности. Новые мотивы приводят к переосмыслению содержания, цели и задач деятельности.

Перестройка в подростковом возрасте затрагивает и механизм памяти. Начинает развиваться логическая память. Со временем данный вид памяти становится приоритетным, также используется произвольная и опосредованная памяти. С возрастом у человека постепенно изменяется взаимосвязь памяти и мышления, именно в подростковом возрасте происходит решающее изменение в данных отношениях. "Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать - значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям" [1, стр.120].

Страницы: 1 2

Навигация