Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Современное образование » Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства » Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Страница 1

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурства происходит ежедневно. По мнению А.И Ивановой, дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а так же понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умение согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту – все зависит от уровня развития детей, от того, как быстро переходит каждый ребенок с одной ступеньки на другую.

Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Страницы: 1 2 3

Навигация