Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Современное образование » Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства » Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Страница 2

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

При организации всех видов дежурств – по столовой, по уголку природы, на занятиях – необходимо определить четко круг обязанностей дежурных.

Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое звено, воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята, запоминают сами, кто с ним и за ним дежурит.

Дежурные по столовой договариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки – на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.

Дежурные по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно и второе – если товарищ от тебя отстал – помоги.

Хорошо, если дежурят по два человека, по каждому виду дежурств, тогда дежурит все звено, все сидящие за столом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено, напомнив детям их обязанности и правила дежурства – правила совместной работы.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить, как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств – забота о других.

Большую роль в формирование у детей трудовых умений и навыков играет оценка деятельности ребенка.

По мнению Я.И.Ковальчук, установлено, что существует зависимость между содержанием оценки педагога и нравственным развитием детей, в частности их взаимоотношениями [9, с. 33].

Положительная оценка как нравственных, так и деловых качеств, способствует формированию тех и других. В результате дети занимают благополучное положение в обществе сверстников, так как оцениваются ими с тех же позиций.

С накоплением трудового опыта дежурного, в оценке деятельности, все в большей степени подключаются непосредственные участники, те, кто оказался свидетелем выполняемого процесса. Воспитатель систематически задает детям вопросы, нацеливающие на анализ успеха и ошибок.

Страницы: 1 2 3

Навигация