Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий

Современное образование » Особенности использования тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе » Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий

Страница 1

Контроль обучения является одной из главных проблем образования. К сожалению, на практике чаще контроль и диагностика обучения решаются экспериментальным, субъективным образом. Для оценивания знаний учащихся эксперты-педагоги выбирают различные формы зачётов, контрольных работ и экзаменов. При оценивании работы обучаемых в виде курсовых, дипломных проектов, выступлений на конкурсах и т.п. приходится сталкиваться с проблемой выработки коллективной оценки. Этим занимается группа экспертов, экзаменационная комиссия, жюри. В системах использующих нелинейные технологии, дистанционные формы образования, особенно при итоговых аттестациях, очень важной проблемой выступает объективность контроля знаний, а также коллегиальное экспертное принятие решений по оцениванию знаний обучаемого. Наиболее объективным подходом к проблемам измерения знаний является использования тестов. [3]

В настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов и их использованию в учебном процессе.

Преимущества компьютерного тестирования:

1. Результат оценивается мгновенно, автоматически фиксируется, сохраняется на длительное время.

2. Нет необходимости синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых.

3. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом.

4. Легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.

5. Количество вариантов теста ограниченно лишь размером банка тестовых заданий.

6. Возможность формирования тестов, адаптивных к уровню знаний испытуемых.

7. Отсутствует необходимость в бумажных носителях и местах ответа, экономия средств и обеспечение секретности.

8. Использование мультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества обеспечивает правильное и быстрое восприятие содержания задания, а с психологической точки зрения снимает напряжение с тестируемого.

9. Повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надёжности оценивания.

10. Каждый конкретный тест уникален и не был ранее публикован, что повышает его надёжность.

Ограничение использования компьютерных тестов:

- слабые технические характеристики ПК и локальных сетей могут ограничивать возможности:

- реализация алгоритмов адаптивного тестирования

- формирование и введение большого объёма банка тестовых заданий на основе которого формируются тесты

- реализации форм, графических и мультимедийных компонентов тестовых заданий.

Дидактическая система:

Результат что желаем (класс, аттест.)

Цели для чего тестировать

Содержания чему тестировать

Модель объекта кого тестировать

Алгоритм как тестировать [1]

В первую очередь нам необходимо выбрать модель знаний предметной области. Это модель экспертная и представляет «белый ящик». Знания ученика определим как «чёрный ящик».

Познания человека в предметной области можно оценить по уровню соответствия белого и чёрного ящиков. Для качественного и количественного определения уровня соответствия удобно применять процедуру тестирования с помощью специально разработанных педагогических тестов.

Соответствие - тестирование – оценка

Одним из путей решения проблемы построения систем тестирования является кибернетический подход, основанный на форматизации и структурировании и знаний предметной области в виде семантического графа.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов и их использования в учебном процессе. Учебный процесс, как сложная система, включает в себя 4 составные части: учебный план, структуру и содержание курса, обучающую среду (педагог, средства и технологии обучения) и контроль образовательного процесса. Первые две части образуют педагогическую модель знаний (ПМЗ) предметной области.

Контроль обучения осуществляется путём оценки соответствия между ПМЗ и личностной моделью знаний обучаемого (ЛМЗ). С помощью промежуточных и итоговых измерений уровней знаний, умений и навыков ЛМЗ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация