Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии

Современное образование » Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии » Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии

Страница 2

Современная жизнь изменяет содержание и характер труда, требует развития у каждого человека познавательной самостоятельности, творческого мышления. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера.

Для решения воспитательных задач используются различные методы воспитания.

Метод воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач.

Выбор и осуществление методов происходит в соответствии с педагогическими целями, с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей воспитуемых, уровня воспитанности конкретных коллективов.

Рассмотрим классификацию методов Скаткина, Лернера. Вышеприведенные методы, это инструментарий при помощи которых создаются условия для усвоения учебного материала.

Развитие самостоятельности будет осуществляться в трех методах: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Применять и методы проблемного изложения. Учитель прежде чем знакомить учащихся с новым содержанием, создает проблемную ситуацию. Повышается активность учителя. Указывает, где можно найти ответ в литера­туре, задает наводящие вопросы, а ребята, прочитав текст, разрешают ситуацию, отвечая на вопросы. Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы, следят за ходом мыслей и действия учителя по решению проблемы, которая принята учащимися и стала совместной.

В частично-поисковом методе учащиеся выполняют лишь отдельные элементы поис­ка с помощью учителя. Например, предложить ситуацию: сваренные пельмени слип­лись или при варке пельмени слиплись. Причины? Ваши действия? Некоторые причины ребята могут назвать, пользуясь жизненным опытом, а некоторые - прочитав в учебнике технологию приготовления. (Причины: мало жидкости или много пельменей; жидкость не доведена до кипения; засыпав пельмени, не помешивали; переварили; была слишком узкая посуда; пельмени перед варкой не заморозили или разморозили; сваренные не заправили маслом.)

Исследовательский метод. Учащиеся находят ответ на поставленную проблему выполняя практическую или лабораторную исследовательскую деятельность.

Одним из видов самостоятельной работы с учебником или книгой является домашняя работа, которую организуют таким образом, чтобы приобретаемые в школе знания, умения и навыки самостоятельно продумывались и прочно запоминались, чтобы уче­ники вместе с тем овладевали разнообразными методами самостоятельной работы.

Виды домашней работы разнообразны: изучение текста; заучивание наизусть; проведение наблюдений и опытов; составление схем и таблиц; подготовка докладов, рефератов; выполнение проектов и т. д.

Таким образом, домашнюю работу для школьников ни в коем случае не следует сводить только к повторению учебного материа­ла по учебнику. Наоборот, надо всемерно разнообразить домашние задания, приучать к различным видам самостоятельной работы, способствующих припоминанию, закреп­лению и повторению ранее пройденного ма­териала и самостоятельному продумыванию вопросов очередного урока.

Успех выполнения домашних работ во многом зависит от того, как их задает учитель. Нередко бывает - ребята не представляют ясно, что надо делать и как надо делать. Это происходит потому, что предварительный инструктаж был недостаточно подробным, либо ученики устали на уроке, поэтому в конце урока (когда обычно задают домашние задания) были невнимательны. Поэтому дать задания в ходе урока. Если надо заполнить таблицу, то пер­вую строку заполнить на доске, если задать схему, то подобную тоже составить на доске. Учитель разъясняет задания на дом так, чтобы дети ясно представляли содержание и порядок выполнения домашних работ. Это не означает, что всякое задание надо «разжевывать», после чего ребятам остается лишь механически выполнить. Инструктаж учителя должен направлять, а не подавлять самостоятельность ребят. Надо всемерно развивать интерес к домашним работам. Необходимо приучать учащихся к планомерной и систематической работе дома. Очень важно, чтобы они работали в определенные часы, придерживались определенного режима, выполняли задания в срок, преодолевали возникающие в процессе работы трудности.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация