Отношения школы современной семьи в вопросах образования детей

Страница 1

Родители учащихся становятся все более активными заказчиками образовательных услуг, обладающими собственным пониманием качественного и полезного для своего ребенка школьного образования. Именно заказчиками, но не партнерами и участниками самого процесса. Объективность их выбора школы и вуза для своего ребенка, важных и не очень учебных предметов, отношение к полученным оценкам и проблемам школы заставляет думать, что большинство из них к образованию относится на уровне обыденных представлений, не вникая в сложные педагогические споры и рассуждения.

Современная семья часто упрекается школьными педагогами (78 % из них) в недостаточном внимании к школьным проблемам их детей. Около 70 % родителей недостаточно высокого мнения о профессиональных и личностных качествах школьных учителей.

Создается ощущение, что родители затаили со своих юношеских лет "досаду" на школу, понимая, при этом, что без школы жить станет невозможно, ведь ребенка надо куда-то деть на время работы. Но это их ребенок и его необходимо защищать, в том числе и от "вредных училок".

Насколько обоснованы эти взаимные упреки? Что в них от общего раздражения жизненными трудностями, а что - объективные процессы, происходящие как со школой, так и с семьей? Для ответа на эти вопросы потребуется разобраться в том, какие изменения испытывает современная российская семья.

В сегодняшней России социологи условно выделяют три типа семьи. Во-первых, это авторитарная традиционная семья (жена зависит от мужа, дети - от родителей, дети воспитываются в условиях подчинения родительской воле).

Во-вторых, это детоцентристская семья, переход к которой в нашей стране происходил с 50-х годов (в странах Европы - с XIX века). Это семья с 1-2 детьми, в которой на детей тратится от 1/3 до 1/2 семейного бюджета, а родительское отношение к ним лучше всего характеризуется словом "опека". В-третьих, с 70-х годов у нас начинает проявляться европейская супружеская семья, связанная не столько отношениями родства и родительскими обязанностями, сколько отношениями супружеского партнерства.

Иначе говоря, семья заводится не только ради детей, и взрослые не собираются полностью жертвовать своими интересами ради них. Такая семья пытается создать и партнерские отношения между детьми и взрослыми. Члены такой семьи часто независимы в своих интересах, потребностях, здесь мало выработанных правил и контроля. Как бы ни относиться к этим типам семьи, но опыт Запада показывает, что возврат к авторитарной семье маловероятен. Постепенно она и детоцентристская семья будут вытесняться современной партнерской. Но это не означает, что в ближайшие годы будут забыты основные модели современного семейного воспитания - диктат, опека, отчуждение детей. История семьи не определяет полностью стиль семейного воспитания. Поэтому школа сегодня может пониматься и как центр педагогического просвещения родителей. Той функции, которую современная школа чаще всего не может и не хочет на себя брать.

Достаточно представить себе фантастическую ситуацию полной финансовой, материально-технической и моральной поддержки нынешней отечественной школы государством. Есть высокие (на уровне всего общества) зарплаты педагогов, школа насыщена техническими средствами и выглядит как процветающий офис, работа педагога считается одной из самых престижных, а правительство громогласно заявляет (в очередной раз), что без образования у страны нет будущего. Будет ли необходима такой школе поддержка родителей - спонсорская, делами, пониманием? Вряд ли. В лучшем случае, родителей будут раз в четверть вызывать на собрание, чтобы "взгреть" за успеваемость и поведение ребенка. [30]

А вот в реальных условиях на эту поддержку все-таки надеются (вдруг родители "прозреют" и начнут помогать школе?), а ее отсутствие очень удобно объясняет, почему школа не может решить многие чисто педагогические проблемы. Надеяться, что родители начнут помогать школе из соображений альтруизма или поймут пользу школы, не приходится. Для родителей школа - государственное учреждение с профессионалами, обязанными заниматься их детьми (насколько успешно - другой вопрос). Поэтому можно еще много десятилетий выражать индивидуально или коллективно свою любовь к школе и ее замечательным педагогам в ходе торжественных актов и в СМИ, легче школе и педагогам от этого не станет. Эта школа "чужая" для родителей, но другой, в большинстве случаев, для них и их детей нет. [12]

Страницы: 1 2 3

Навигация