Отношения школы современной семьи в вопросах образования детей

Страница 3

Социологами исследовались взгляды на семью не только родителей, но и детей. [24] Вот итоги:

- Чем старше дети, тем менее значимым и эмоционально светлым видится им пребывание в семье.

- Дети сегодня слабо включены в жизнь семьи, плохо представляют свои обязанности, но чутко ощущают главенство в семье, степень ее конфликтности, настроение родителей.

- Ответы детей и анкеты родителей фиксируют относительную скудость педагогических приемов современного семейного воспитания. Большинство бесед - основного приема - сводится к вопросам учебы. Родители культивируют послушание и подчинение как основные детские достоинства. Высок уровень наказаний и неоправданных поощрений, компенсирующих недостаток родительского внимания.

Все вышесказанное приводит к выводу о сокращении ценности детства в семье. Существенным является противоречие между занятостью родителей и необходимостью для детей психологического комфорта и общения с родителями. Семья все меньше служит психологическим убежищем для ребенка.

История российской педагогики показывает, что в России долгое время формировалось отношение только к школьному воспитанию как полноценному в сравнении с воспитанием домашним. Социальная занятость родителей в советскую эпоху породила растущий от поколения к поколению педагогический инфантилизм родителей, перекладывание ответственности за воспитание на школу. Школа же традиционно использует воспитание и обучение словом, под которым часто подразумевается абсолютно неэффективное "чтение детям морали". Школа не может стать для ребенка домом, семьей, в лучшем случае, это будет хороший детский дом. Школа готовит ребенка к встрече с социумом, семья же смягчает для ребенка этот, порой болезненный, процесс, создавая (в идеале) ребенку эмоциональный комфорт, недостижимый в массовой школе. Попытка их подменить друг друга обречена на провал, ибо их социально-педагогические роли различны.

Возможными сферами совместной работы школы и родителей сегодня могут стать:

1. Работа по познанию подростком себя, круга своих интересов (понимаемая не только как профориентация).

2. Поощрение детских инициатив в общественно-полезной деятельности при поддержке родителей.

3. Всестороннее и грамотно выстроенное педагогическое просвещение родителей по всему спектру проблем современной молодежи.

4. Совместное с родителями индивидуальное психологическое диагностирование и консультирование подростков в рамках психолого-педагогического консилиума.

Страницы: 1 2 3 

Навигация