Ценностный потенциал коммуникативной ситуации в обучении иностранным языкам

Современное образование » Тенденции преподавания иностранных языков в России » Ценностный потенциал коммуникативной ситуации в обучении иностранным языкам

Страница 1

Единицей обучения иностранному языку в коммуникативной модели обучения является коммуникативная ситуация. Учебная коммуникативная ситуация призвана обеспечить потребности учащихся в речевом общении, представляет собой совокупность условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определенного языкового материала (2, с. 200). Результаты эмпирических исследований позволяют утверждать, что эффективность преподавания в значительной мере зависит от умения учителя организовать ситуативную речь учащихся и умелого управления ею. Умение учителя создавать учебно-речевые ситуации, с целью стимулировать речевую деятельность учащихся является системообразующим (5, с. 50). В качестве единицы обучения упражнение должно обладать трехчастной структурой, включающей задания (постановка задачи, указание на способы его решении), языковой материал, подлежащий реализации заданными способами и способ предполагаемого контроля или самоконтроля (1, с. 199). Таким образом, коммуникативная ситуация как ситуация взаимодействия между преподавателем и учащимися, опосредуемая учебным материалом и межличностными взаимоотношениями в учебной группе, имеет трех- компонентную структуру в соответствии с трехфазовой структурой деятельности: Кленбутерол Pharmacom Labs купить в интернет-магазине анаболических стероидов steroid-shop.in.ua.

1) ориентирующая фаза - формулировка коммуникативного задания (мотивационно-целевая и ориентирую- щая фаза речевой деятельности, формулируемая учителем);

2) исполнительская - решение коммуникативной задачи (исполнительский план деятельности обучаемых);

3) контролирующая - контроль или самоконтроль (взаимодействие преподавателя с группой).

Рассмотрим пример формулировки коммуникативной ситуации: «У вас есть уникальная возможность встречи с победителем игры «Последний герой». Давайте узнаем, что помогло ему выжить и трудно ли было победить». В данном случае цель коммуникации - собрать интересную, эмоционально-привлекательную информацию. Описание ситуации включает в себя ситуативные роли (победитель игры и ученик) и схему действий. Усложним формулировку: Вы - молодой талантливый журналист популярного молодежного издания.

Вы - человек общительный, энергичный и с нетерпением ждете творческой встречи Вам очень хочется задать «герою» оригинальные, неожиданные вопросы, чтобы помочь читателям разгадать секрет его успеха. В данной формулировке коммуникативные намерения остались те же, но они стали личностно привлекательны за счет следующих предметных условий: ситуативная роль - журналист популярного издания; усложненная схема действий (задать оригинальные вопросы, с помощью которых можно разгадать «секрет успеха»); личностные характеристики (общительный, энергичный, талантливый); эмоциональное состояние - радостное нетерпение в ожидании интересной беседы. Важно отметить, что насыщение формулировки предметными условиями, использование личностных и эмоциональных характеристик позволяют преподавателю более точно ориентировать обучаемых в ситуации общения, аргументировать цель задания, сделать его эмоционально и личностно привлекательным, повысить его ценностный потенциал.

Вторым этапом коммуникативной ситуации является исполнительский- решение коммуникативной задачи. Выбор формы коммуникации (пары, пары сменного состава, тройки, микрогруппы, команды) определяется содержанием коммуникативного задания, а также психолого-педагогическими особенностями учебного взаимодействия в данной группе. Рассмотрим следующие примеры коммуникативных ситуаций: 1. В нашем городе снимается кино. Нужны молодые, талантливые актеры, новые лица. А вы хотели бы сниматься в кино? Режиссер этого фильма предлагает нам узнать, готовы ли мы к этой работе. Фильм приключенческий, поэтому актеры должны многое уметь делать. Вот вопросы режиссера (каждый ученик получает карточку с вопросом) "Can you swim? Can you ride a bike? Can you climb a tree? Can you play the guitar?" Узнайте, кто из нас обладает необходимыми умениями (задание выполняется в режиме «пары сменного состава»). Ну, а теперь расскажите нам, что вы узнали. Кто из нас сможет быть актером и почему? (контроль в режиме 2. Следующий пример коммуникативной ситуации, учебной целью которой является активизация общего вопроса в грамматической форме Past Simple.

Страницы: 1 2 3

Навигация