Информационно- коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию

Современное образование » Тенденции преподавания иностранных языков в России » Информационно- коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию

Страница 3

5.Адаптируемость и вариативность

Наполнение информационной среды (учебный материал и упражнения) должно зависеть от потребностей обучающихся. Преподаватель должен иметь возможность создавать тематические блоки, содержащие лексический, грамматический, любой иной языковой материал (тексты, аудиозаписи, видео) и набор упражнений для его отработки. Информационная среда должна быть построена по принципу конструктора и содержать готовые блоки, В то же время конструктор учебных материалов должен позволять максимально разнообразить возможности презентации информации и подготовки упражнений. Отметим, что блоки учебных материалов необходимо создавать, в первую очередь, для внеаудиторной работы, и в этом смысле можно лишь частично согласиться с М.Ю. Бухаркиной, которая пишет: «Учителя хотят сами КОНСТРУИРОВАТЬ свой урок, сами решать, какой текст дать почитать, а какой разобрать вместе с классом. Где показать иллюстрацию, а где выполнить конкретное упражнение. То есть нужно такое программное обеспечение, которое позволило бы все это делать с медиа - объектами и представлять полученный «урок» в виде презентации и тогда, когда это нужно учителю, и так, как это ему требуется»

В реальной жизни применение информационной среды может выглядеть следующим образом. Преподаватели разрабатывают блоки учебных материалов и упражнений по всем темам курса, создавая, по сути, электронный учебник. Каждый блок поделен на модули, содержащие презентацию и объяснение различного языкового материала, и комплекс упражнений для его тренировки. Каждый обучающийся добавляется в базу данных информационной среды, и получает свои логин и пароль для входа в систему. Преподаватель назначает обучающимся тематический блок и дает задание по самостоятельному выполнению того или иного модуля, например, лексического. В режиме самостоятельной работы обучающиеся знакомятся с материалом модуля (например, новой лексикой) и выполняют упражнения на его закрепление и применение. Информация о выполнении упражнений сохраняется в журнале работы каждого обучающегося. Перед занятием (или в иное удобное время) преподаватель может проверить факт выполнения упражнений обучающимися через специальный сервис информационной среды, обеспечивающий доступ к журналам работы. Если обучающиеся выполнили все упражнения, преподавателю нет необходимости тратить значительное время на повторение материала. В то же время появляется возможность работать над совершенствованием речевых умений на базе навыков , (например, лексических), сформированных у обучающихся с помощью электронной информационной среды.

К настоящему времени в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова апробирован (эксперимент проходил с 2007 по 2010г.) лексический блок информационной среды, построенный по рассмотренным выше принципам (более подробно этот блок описан в статье 1). Результаты эксперимента доказали эффективность предлагаемого решения и повышенную мотивацию к его применению со стороны преподавателей и студентов. Сегодня ведется научно- исследовательская работа по созданию модели информационной среды, которая позволит системно обучать разным аспектам иностранного языка.

Очевидно, что информационная среда не заменяет преподавателя, она является проводником его методики, реализованной в созданных им учебных материалах, и выполняет лишь некоторые его функции во внеаудиторное время, организуя самостоятельную работу обучающихся, тем самым помогает разнообразить «традиционную методику ». Задача по развитию у обучающихся умений применять иностранный язык в соответствии со своими коммуникативными намерениями остается в зоне ответственности преподавателя: информационная среда может лишь помочь подготовить основу для данной работы. Но этого уже достаточно, чтобы считать применение ИКТ инновационным и рассматривать его как средство интенсификации учебного процесса по иностранному языку.

Информационная электронная среда может найти широкое применение в педагогической деятельности учителей и преподавателей, так как позволит им полноценно создавать и внедрять учебные материалы в соответствии со своими потребностями и разрешать тем самым актуальную для каждого из них проблему нехватки аудиторного времени. Несмотря на то что главной задачей информационной среды является самостоятельная подготовка обучающихся к работе над видами речевой деятельности в аудиторное время, ее потенциал значителен и для организации дополнительных тренировок обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация