Особенности образовательного процесса в нашей школе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Особенности образовательного процесса в нашей школе

Страница 4

В первом варианте балета злые силы погибли. При обсужде­нии в классе, которое происходило не менее бурно, чем сам балет, мальчики, исполнявшие роль злых сил, наотрез отказались погибнуть злыми. Надо сказать, что исполнители ролей постоян­но менялись. Отыграв одну роль (злую), ребенок отыгрывал добрую, и наоборот. Но погибнуть злым не желал никто.

Эмоциональная жизнь в классе шла очень бурно. В какой-то момент обнаружилось, что пропали все белые платки. Мы нигде не могли их найти, а те, кто ими завладел, ни за что не призна­вались, где пропажа. Мы даже не знали (и не знаем до сих пор), кто виновник похищения. Перевернув вверх дном весь класс, взрослые (дети делали вид, что им ничего не известно) обнаружили платки в спальне, под матрацами. Сила страстей, их накал, важность разговора, который вели с нами дети, были таковы, что все хотели завладеть главным символом жизни -белыми платками.

Детьми предлагались разные варианты окончания спектакля. Кто-то предлагал злым силам опять превратиться в комету и уле­теть в другую Галактику, кто-то - стать камнем, можно даже драгоценным. Было предложение выпасть космическим дождем. Дети показывали недюжинные познания в астрономии, эмоции накалялись, а решение не приходило. Наконец, по предложению Вани Г. (который, кстати, первым и отказался умирать злым) решено было переколдовать злых в добрых. Под теплым и лю­бовным влиянием фей и добрых сил злые постепенно превраща­лись в добрые силы. В окончательном варианте кто-то превра­тился, кто-то находился в процессе перевоплощения, а кто-то все-таки погиб.

Чтобы разговор с детьми средствами пластики состоялся, необходим ряд условий. Вначале дети двигаются под музыку, кто как хочет. Когда ребята освоятся, можно выбрать роль, которую хочется исполнить. После того как ребенок исчерпает возможности своего пластического языка, взрослый может пока­зать ему движения, делающие танец более ярким и насыщенным, и таким образом расширить пластическую лексику ребенка. Очень важно в самом начале не сбить детей на готовые, нарабо­танные формы танца, иначе они не смогут выразить свои мысли и чувства, и этот, подчеркиваем еще раз, органичный язык детей шести - восьми лет станет обедненным, скучным и невостребо­ванным.

Желательно сделать соучастниками происходящего родителей. Мы не просто рассказали мамам и папам о том, что надо приго­товить костюм к выступлению, мы предложили им вместе с ре­бенком подумать, как он будет выглядеть. Совместно дети, роди­тели и учителя обсуждали, как лучше одеться фее, исполнителям злых и добрых ролей. Мамы приходили на репетиции, слушали музыку к спектаклю (мелодии менялись, но характер музыки ос­тавался прежним), смотрели, как пытается пластически разгова­ривать их ребенок. Позже, на импровизированном собрании, мы обсуждали с родителями, что ребята хотели сказать.

Балет, события, которые происходили в нем, стал стержнем, на который нанизывалась остальная жизнь в классе. Постепенно дети стали рассказывать о том, что они чувствуют, когда танцуют. Балет создал ту атмосферу в классе, которая так необходима для написания свободных текстов. Ниже приведены некоторые выска­зывания детей.

«Мое время сегодня — легкая, воздушная фея, розовый пони, свет лучей солнца» (Настя Б.).

«Когда я танцую, я чувствую, что я как будто бы летаю в об­лаках, и я фея в космосе и пространстве» (Света К.).

«Зима, снег, вальс снежинок, снежная птица и счастье - это я» (Даша В.).

Все детские тексты обязательно прочитывались в классе. Дети вместе с учителем обсуждали написанное, и выяснялось, что мно­гие устно могут сообщить больше, чем письменно. Тем, кто мог и хотел рассказать о себе письменно, выдавались тетради (до сих пор ребята писали только на альбомных листах). Это послужило мощным стимулом к тому, чтобы скорее научиться писать тем, у кого это плохо получалось. Кроме того, придумывая названия к частям балета, дети произносили: любовь, жизнь, смерть, счас­тье, свобода. Стало возможным обсудить с детьми, что они пони­мают под этими словами, когда они чувствуют себя счастливыми, свободными и т. д. Появились целые трактаты о свободе. Егор Ю. всю вторую четверть писал только об этом. Каждый день он добавлял одну фразу к написанному ранее, и в итоге получился объемный текст о том, как он понимает свою свободу. Вот неко­торые его высказывания:

«Свобода — это когда можно бежать вприпрыжку»;

«Свобода — это когда можно кататься на велосипеде, сколько хочешь, свобода - это когда можно поваляться на диване, поесть шашлычков в лесу, почитать книжку, посмотреть телевизор».

Аня С. так пишет о свободе и счастье:

«Свобода — когда я нюхаю шиповник и он щекочет нос».

А это высказывания на ту же тему других ребят:

«Я была счастлива, когда смотрела на закат и в сердце чувст­вовала радость и благодать» (Света К.).

«Я была счастлива, когда я гуляла с мамой на море, я увидела, что море волнуется, много рыбок плавало» (Даша В.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация