Цели и задачи школьного исторического образования в конце XX века

Современное образование » Пути решения проблем современного исторического образования » Цели и задачи школьного исторического образования в конце XX века

Страница 1

В современной России проблема целей школьного исторического образования опять стала предметом повышенного общественного внима­ния и сделала очевидной необходимость заново сформулировать некото­рые стратегические подходы к определению содержания общего образова­ния.

В отечественной педагогической традиции зафиксировано в качест­ве эталона, что учитель обязан давать некий образец, «канон», некую абсо­лютную универсальную модель исторического знания, отраженную в ка­чественных, стабильных учебниках. Поэтому наиболее острые баталии во­круг содержания и структуры новых учебников, особенно по истории XX в развернулись именно из-за противоречии между ожидаемым качеством учебника и реальными возможностями современных авторов удовлетво­рить эти ожидания. Проблема осложнилась и достигла крайней остроты также из-за изменения информационной среды, ценностных ориентации молодежи, особенностей восприятия исторической информации в новых условиях.

Избыточную остроту этой проблеме придает также политическая борьба разных общественных сил и движений вокруг исторического на­следия (особенно советского периода) и его ценностных оценок.

В качестве иллюстрации приведем некоторые фрагменты вы­ступления участников дискуссии по проблемам реформы среднего образо­вания, которая состоялась в Московском государственном университете в январе 1998 г.

Так, например, И.М. Сурков, председатель комитета по об­разованию и науке воронежской областной Думы, считает: «Именно по этой проблеме выявляются конфликтные столкновения между российски­ми национальными и западными образовательными менталитетами, традициями, ценностями, достижениями. Перекос делается . в сторону гло­бального образования при забвении национально-патриотического компо­нента . Это есть западная концепция нашей истории, которая унижает на­шу настоящую историю, а учеников вводит в заблуждение .» [8, С. 13].

Сотрудник Института мировой литературы РАН В.Ю. Троицкий заявляет, что «главное по предлагаемому проекту не воспитывать гражда­нина, любящего и знающего свою Родину, а главное — убить националь­ное самосознание .

Идет информационно-психологическая война с применением со­временного оружия. Наши школьники теряют способность воспринимать то, что они обязаны воспринимать, чтобы быть гражданами, людьми своей страны, чтобы быть полноценными людьми» [8, С. 13].

Поэтому изучение общественного историко-педагогического насле­дия, интерпретация и поиск путей адаптации современного международ­ного, в том числе западного, опыта исторического образования с целью построения в России современной образовательной системы с оптималь­ным соотношением, балансом между федеральным, национально-региональным и местным (локальным) компонентами — приоритетная за­дача. Более того, очевидно, что без решения этой суперзадачи вряд ли мо­гут быть решены более конкретные проблемы исторического образования.

Коллектив сотрудников лаборатории исторического образования Института общего среднего образования РАО во главе с Л.П. Алексашкиной считает, что «объект изучения истории — прошлое людей и человече­ства в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общест­во).

Основные системные характеристики объекта — историческое вре­мя, историческое пространство, историческое движение».

Предмет изучения исторической науки — прошлое в его конк­ретности и неповторимости.

Содержание образовательной области «История» представлено на разных уровнях:

— история человека — история социальных групп и социумов;

— история всемирная — история цивилизаций и история государств,

— история этнонациональная — история региональная — история края.

Содержательные доминанты образовательной области — история Отечества и всеобщая история.

История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории республики Российской Федерации, истории более круп­ного, в том числе цивилизационного, региона и как частица всемирной ис­тории.

По мнению представителей этого научного коллектива, значение истории состоит в осмыслении последовательности свершившихся в про­шлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий. Отсюда иная, чем в социологии и других общественных дисцип­линах, хронологически выстроенная структура содержания.

Страницы: 1 2 3

Навигация