Наиболее распространенные приемы работы с учебной книгой

Большинство исследователей сошлись во мнении, что работа с учебной книгой – метод обучения, при использовании которого овладение знаниями или формирование умений происходит в процессе работы учащихся с учебником.

Нельзя научить школьников по-настоящему работать с учебной книгой, не научив составлять план, а затем тезисы и конспекты прочитанного [31; с.110].

Существуют различные приемы самостоятельной работы с учебной книгой. Следует выделить основные, которые встречаются у разных авторов:

Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица.

Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для его составления необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование – дословная выдержка (обязательно указываются выходные данные: автор, название работы, место издания, издательство, год издания. страница).

Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.

Составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Для эффективного освоения учебного материала учитель должен грамотно и своевременно оказать учащимся помощь в освоении данных приемов работы с учебной книгой.

Навигация