Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Современное образование » Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх » Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Страница 1

Большое внимание зарубежными и отечественными психологами уделялось вопросу изучения и развития памяти детей. Первые исследования памяти у детей основывались на эмпирических наблюдениях. Подавляющее большинство зарубежных исследователей трактовали память как «функцию» или «свойство» психики, заключающееся в элементарном запоминании и последующем воспроизведении прошлых следов. Основной интерес представляла количественная, результативная сторона памяти.

Работы В. Прейера, Г. Колшейре, М. Шинна, В. Анри, В. Амента, посвященные умственному развитию ребенка положили начало исследованию детской памяти. В. Штерн, К. Бюлер, Э. Мейман обобщили значительный фактический материал по проблеме развития памяти ребенка. В. Штерн в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» пытался наметить основную линию развития памяти на протяжении дошкольного детства. Он полагал, что развитие памяти ребенка идет как по линии удлинения скрытого периода узнавания и воспроизведения, так и возникновения первых проявлений произвольной памяти. Взгляды Штерна на детскую память носят идеалистический характер. К. Бюлер и Э.Мейлан, изучая проблему детской памяти, пришли к выводу, что память в детские годы носит механический и субъективный характер.

Большинство зарубежных авторов исходили из концепции механической и логической памяти как двух, закономерных ступеней ее развития. Согласно этой концепции запоминание у детей дошкольного возраста рассматривается как механическое. В соответствии с этим все развитие детской памяти рядом авторов сводится лишь к росту количественных показателей запоминания. Зависимость же количественных изменений, объема памяти, продуктивности запоминания от качественных сдвигов, от изменения самой мнемической деятельности, осуществляемой при запоминании, не раскрывалась.

Подобный подход к изучению детской памяти вызван тем обстоятельством, что подавляющее большинство, исследователей исходили из механической теории развития психики ребенка, согласно которой все разнообразие психических процессов, в том числе и памяти, сводится к образованию механизма ассоциации, без участия сознательной деятельности.

В отечественной психологии развитие памяти рассматривались в трудах Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, З.М. Истоминой, Л.М. Житниковой[22].

Значительный интерес представляют высказывания о памяти Н.А.Добролюбова. В своих работах он писал о роли осмысливания, понимания того, что заучивается ребенком. Во второй половине XIX в. в связи с проникновением генетических идей в психологическую науку прослеживается иное отношение к изучению вопросов детской памяти Если в западноевропейской психологии XIX в. память ребенка рассматривали обычно как образование механизма ассоциации, без участия сознательной деятельности, то в отечественной психологии процессы памяти связывали с жизнью и активностью ребенка, с его сознанием, рассудочной деятельностью, с особенностями его личности. Такой подход, к изучению вопросов детской памяти ярко обнаруживается в работах выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского. В его трудах мы находим оригинальные взгляды на проблему развития памяти.

К.Д. Ушинский, формулируя исходные позиции в проблеме памяти, старался подчеркнуть, что запоминание есть процесс образования ассоциаций, то в его понимании ассоциации — это не только ассоциации по смежности («по единству места», «по порядку времени»), но и рассудочные ассоциации, ассоциации «по сердечному чувству» и совершенно особые ассоциации «развития». Подобный взгляд на память позволил К. Д. Ушинскому определить пути умственного развития ребенка. Он выделяет три степени развития памяти: механическую, рассудочную и духовную, или разумную, память[21].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация