Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Современное образование » Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх » Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Страница 3

По П.П. Блонскому, социально обусловленная память в онтогенезе выступает не сразу. В ее развитии можно различать три основные стадии: простую репродукцию, социально обусловленную избирательную репродукцию и грамотную память, пользующуюся письменностью. Развитие вербальной памяти начинается на втором году с репродуцирующей вербальной памяти [3]. Иначе, замечает П. П. Блонский, ребенок не усвоил бы языка. Максимально быстрое развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. В 7 – 8 лет она не так сильно отличается от максимума этой памяти.

Положения, выдвинутые П.П. Блонским, характеризующие основные стороны развития памяти: низшие (моторная и аффективная память) и в особенности высшие (образная и вербальная память) — представляют большой научный интерес [3].

Особое направление в разработке проблемы памяти в отечественной психологии создали работы Л. С. Выготского.

Л.С. Выготский рассматривал проблему памяти как процесс развития высших психических функций. Отличительной особенностью высших психических процессов человеку, является использование знаков, вспомогательных средств (прежде всего языка), выработанных человечеством и служащих средством регулирования поведения или овладения ожидаемым поведением. «В процессе общественной жизни,— пишет Л.С. Выготский, — человек создал и развил сложнейшие системы психологической связи, без которых трудовая деятельность и вся социальная жизнь были бы невозможны. Эти средства психологической связи по самой природе и функции своей суть знаки, т. е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека». Изобретение и употребление знаков - характерная особенность культурного развития человечества. Благодаря знакам или средствам непосредственно протекающие психические процессы превращаются в опосредствованную психическую деятельность.

Согласно этой концепции, высшие, специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми.

Опыты, проведенные Л.С. Выготским и его сотрудниками, показали, что у ребенка овладение такого рода запоминанием достигается не сразу, в силу чего можно наблюдать постепенный переход от первоначальной, натуральной памяти к овладению ее культурными формами.

Л.С. Выготский раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной, мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим был обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми.

Это направление получило развитие в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова. Книга А.Н. Леонтьева «Развитие памяти» составила важный этап в изучении проблемы памяти в отечественной психологии. В ней изложены результаты первого большого экспериментального исследования, посвященного изучению зависимости процесса запоминания (в разном возрасте) от характера деятельности, от использования специально предлагавшихся средств, облегчающих запоминание (картинок), на которые необходимо было опираться при запоминании и последующем воспроизведении. В итоге проведенной А.Н. Леонтьевым работы выявлены разные темпы развития непосредственного (без картинок) и опосредствованного (с опорой на картинки) запоминания у детей дошкольного возраста и у школьников.

Дальнейший теоретический и экспериментальный анализ памяти был предпринят П.И. Зинченко и А.А. Смирновым. В их трудах (эти исследования проводились авторами независимо друг от друга, хотя в одно и то же время) большое внимание, было уделено изучению зависимости продуктивности запоминания от характера самой, деятельности, в которой оно осуществляется, а также самим процессам памяти как особого рода деятельности. В итоге удалось дать развернутую характеристику непроизвольного и произвольного запоминания (у школьников и взрослых) и установить возрастные различия в соотношении этих видов памяти, играющих столь важную роль в жизни человека.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация