Использование дидактических игр в работе по развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Современное образование » Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх » Использование дидактических игр в работе по развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Страница 1

Дидактическая игра – это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их основным источником, а также формирование более совершенных познавательных навыков и умений — сенсорных, интеллектуальных, мнемических. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила [7].

Благодаря особой структуре игровых правил, содержащих в себе не только новую умственную задачу, но и новые требования к способам ее решения, а также требования к осведомленности в определенном круге явлений, в ходе игры совершается постепенная перестройка отношения ребенка к разным обстоятельствам данной деятельности. И на этой основе постепенно возникает все более активное овладение новыми действиями и теми знаниями, которые необходимы для успешного их выполнения как в игровом плане, так и в плане собственно познавательном. Обретая новые приемы обследования, обобщения и систематизации нового материала, ребенок приобретает готовность усваивать впрок не только ради настоящего, но и для будущего.

Обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка — на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Используя это, педагогика разработала игры, основанные на игровых действиях в игровых ситуациях, но при этом и в игровое действие и в игровую ситуацию ввела дидактическую задачу. В такой дидактической игре у ребенка формируется познавательная сфера, в том числе и различные виды памяти. Оперировать вложенными в игру знаниями он учится преднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактическая цель остается скрытой от ребенка, и, чем искуснее составлена дидактическая игра, тем лучше эта цель скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению — это процесс учения, непроизвольного, неосознаваемого.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация