Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Страница 5

меня зовут + имя.

Следующий этап ответа:

меня зовут + имя + фамилия.

Эпизод "Знакомство" можно использовать на уроках в течение всей первой четверти первого класса. Целесообразно совместить его с некоторыми игровыми добавлениями. Например, прием под названием "Эхо". Весь класс хором повторяет ответ одного школьника, формируя тем самым внимательность восприятия и интонационную чуткость. Или к распеву имени добавляются хлопки и звуки шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования длительностей. В качестве задания для самостоятельной работы можно порекомендовать ребятам подобрать "мелодию" своего имени на разновысотных инструментах - металлофоне, дудочке, фортепиано.

Первые попытки учащихся еще не представляют большой объективной ценности, но они имеют существенное значение для детского музыкального развития.

Вот другие задания, в которые включается вокальная импровизация. При этом вместе с умением импровизировать дети получают практику расширения вокально-певческого диапазона.

"Диалог учителя и ученика". Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть "на свободную тему" (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

"Певческая перекличка по парам между детьми"

Один ребенок поет свой вопрос, например: "Ау, где ты?". Его партнер отвечает: "Я здесь".

"Импровизация на звукоподражания". Имитация знакомых природных звуков - голосов кукушки, кошки, часов, звуков горна, барабана. Варианты голосов знакомых героев сказок и мультфильмов в их разном возрасте и настроений (кошка в хорошем настроении или сердится; собака приветствует хозяина или потерялась).

"Мини-рассказы", вход которых включена импровизация. Учитель читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей - в нужных местах вставить свои примеры вокальных импровизаций. Вот варианты таких рассказов.

1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться - . (в местах точек - вокальные примеры детей). В лесу они услышали пение кукушки - . и стук дятла - . Закапал дождик - . А потом тучки ушли, и запел соловей - .

2. Настало утро, пропел петушок - . Часы пробили шесть часов - . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - . Коровы начали собираться в стадо и мычать - .

3. Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - . - и пешком пошли по улице - . Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его - .,.,. Потом они танцевали разные танцы: вальс - . и польку - . А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку - .

"Какой у кого голос". Подспорьем для музыкальных импровизаций и упражнений на этот вид творчества может оказаться книга с нужными иллюстрациями: какой голос будет у каждого из ее героев?

Например, интересные импровизации могут получиться при изучении рассказа "Два зверя" К.Д. Ушинского про то, как маленькая мышка отправилась погулять и встретила двух героев. Первым оказался злой (как она решила) петух, который ходил по двору, гордо закинув голову, громко хлопая крыльями и крича "ку-ка-ре-ку!". Пусть ребенок изобразит характер, походку и голос этого героя. А второе животное, с которым повстречалась молодая мышка, показалось ей добрым и милым - оно лежало себе на солнышке, Тихо жмурилось и ласково мяукало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация