Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Страница 7

Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

лаконизм и яркость в изображении художественного образа;

художественная и педагогическая ценность;

возможность использования жизненного опыта ребенка;

напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы, удобный текст);

разнообразие характера;

доступность самостоятельного повторения.

Основой для импровизаций могут стать известные поэтические циклы детских авторов. Например, из сборника стихов С. Маршака сделан ряд следующих подборок:

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

Внутри некоторых стихотворных строчек встречается даже по два художественных образа, что помогало учащимся разнообразить создаваемые импровизации. Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Приемлемы в работе и фольклорные тексты - загадки, потешки, считалки. Вот некоторые из них.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Мяконькие лапки, А в лапках царапки.

Хохлатые хохотуши хохохом хохотали: Ха-ха-ха-ха-ха.

Вот примеры текстов для использования их при ритмико-двигательной импровизации. Обычно в этом случае тексты предварительно разучиваются для исполнения хором на один определенный мотив, предложенный учителем. Дети определяют художественный образ, заданный в тексте, и его особенности, момент главного логического ударения в стихотворении. Например, мелодия попевки про медведя должна быть низкой по регистру, грузной, а контрастная ему тема зайки - легкой, "прыгающей".

Ритмические движения, сопровождающие их исполнение, показываются в импровизации.

Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.

Походили, поклевали и тихонько побежали.

Ванька-встанька, Попрыгайка.

Непослушный ты какой.

Нам не справиться с тобой.

Ритмико-двигательные импровизации бывают интересны для школьников, если они проводятся в русле педагогического приема "Ты - учитель". Один из учеников выходит к доске и под хоровое сопровождение одноклассников показывает, какие движения могут быть соотнесены с конкретным произведением.

Эффективным в данном случае также оказывается прием, который называется "Зеркало": солист (учитель или один из учеников) выходит к доске и во время пропевания текста показывает движения. Задача класса - повторить движения солиста.

В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы: Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова, Л. Виноградова и другие.

Но мы считаем необходимым создать свой авторизованный вариант, опирающийся на концепцию Терентьевой Н.А. [49], и в этой программе мы делаем акцент на систему творческих заданий как ведущую технологию для становления креативности учащихся младших классов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Навигация