Образы древнегреческой мифологии

Страница 2

Архаическая керамика не сразу пришла к своему расцвету. Между шедеврами зрелого геометрического стиля, особенно ярко представленного керамикой из Дипилонского некрополя в Афинах, и блистательным расцветом собственно чернофигурной вазописи лежал вековой переходный период. Все же следует признать, что в дальнейшем такие сложные многоярусные росписи исчезают. Мастера того времени, видимо, полагали, что относительно небольшой масштаб сосуда требовал более легко обозримого изображения. Характерный для поздней архаики и классики принцип, состоящий в том, что прекрасным является произведение искусства, которое изображает явление в его законченности, в его исчерпываемой обозримости.

Глаз зрителя концентрируется его изображения. Искусство времени, связанное с именами Эксекия, Никосфена, Андокида, является вершиной расцвета чернофигурного стиля.

Греческая керамика в эпоху ранней и зрелой классики переживала период яркого расцвета. Новый этап в ее эволюции в основном принес новые эстетические ценности в области вазовой росписи. Краснофигурная роспись в высокой степени соответствовала эстетическим запросам стиля, сочетавшего монументальную обоснованность композиции со свободным выявлением живой пластики человеческой фигуры.

Краснофигурная вазопись обычно очень строго соблюдает двухтонавость черно-красного изображения. Она возвышенно монументальна и, так сказать, героичная. Но сдержанная выразительность, обобщенная пластичность краснофигурной техники требовали некоего дополнения, обеспечивающего всю полноту воплощения эстетических идеалов времени в вазовой росписи.

Интерес к более живописным, более лирически утонченным решениям вызывает в жизни особую технику так называемой белофонной вазописи. По белому, иногда чуть тонированному фону вазописцы наносили силуэты изображения, прибегая затем к черно-бурой, светло-зеленой, серо-голубой, розово-алой и желтой краскам. Обычно в одном изображении сочеталась не вся палитра, которой располагал вазописец, а с изящной скупостью применялись лишь два или три тона. Легкие светящиеся краски создавали удивительно сдержанный живописный эффект.

В созданной Сосием около 500 г. до н.э. росписи “Ахиал, перевязывающий рану Патрокла”, продолжают развиваться распространенные в последней четверти VI в. до н.э. композиционные приемы. С той существенной разницей, что в фигуре раненного воина Сосий отказывается от дальнейшего применения традиционной схемы изображения (нога – в профиль, грудь – анфас) и решительно обращается к объемно-ракурсному изображению человеческого тела. Вместе с тем он сохраняет любовь к изысканию дробному заполнению силуэта. Правда, мастер преследует не только декоративные цели, передавая с изумительной точностью чешуйчатую броню воинов и изящный декор их шлемов. Очень скупо он стремится показать ту реальную среду, в данном случае небольшой холмик земли, на котором расположены оба персонажа группы, не ограничиваясь при этом той плоскостью-постаментом, к которой прибегали предшествующие и современные ему мастера.

Вазопись IV в. до н.э., в упадке. Наметившаяся уже в последние десятилетия предшествующего века, тенденция к нарастанию пышности декора разрушала свойственные VI и V в.в. до н.э. строгую архитектоничность композиции. Синтетическую связь изображения с формой сосуда, и этому также способствовали попытки перенести в вазопись первые завоевания живописи в овладении ракурсами и распределение фигур в пространстве. Живописная свобода исполнения, усложнение сюжета, пышность композиции. Да и сами формы пышно украшенных ваз в IV в. до н.э. постепенно утрачивали благородную ясность своих пропорций, простое изящество своих форм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация