Коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строилась сразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Это обстоятельство, а также и то, что система сразу начинала работать в демократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие его творческих задатков, - все это создало благоприятные условия для использования коммунарской методики. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективных делах.
Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба).
Однажды в школе появилось объявление: «Внимание! Завтра, в воскресенье, в 11 часов утра, в школе стартует ТУ 1. Членами его экипажа может стать любой ученик, учитель или родитель, кто хочет, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна».
В первой воскресной встрече приняло участие сравнительно немного людей - чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более ста сорока. С тех пор одно из воскресений месяца мы открываем школу для всех желающих интересно провести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер - дружеский, непринужденный, доброжелательный - носят эти встречи.
Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В актовом зале все усаживаются в общий круг, в центре которого зажигается светильник - бригантина с алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят берут в руки гитары, и в кругу начинают звучать любимые песни. Они помогают создать в бале обстановку дружелюбия и раскованности.
Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в течение получаса - часа, а потом показать всем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, что оно самое лучшее.
Встреча заканчивается общими песнями, которые посвящаются именинникам или товарищам, служащим в Армии.
Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательного мероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В ней нет точного плана, отработки текста и действий, нет заранее прогнозируемого результата. Зато много экспромтов, выдумки, юмора, творчества.
Что такое коммунарство? Караковский выделил четыре подхода к определению этого понятия.
Это - жизненная концепция воспитателей-энтузиастов, их педагогическая вера.
Это - движение-взрослых и детей, осуществленное в определенных исторических (временных) рамках.
Это - организация, союз единомышленников, единоверцев. Это - то, что осталось от движения и организации, что отсеяно и проверено временем, а именно - методика, инструмент конструирования педагогической реальности. При этом важно подчеркнуть, что наибольший успех эта методика имеет тогда, когда она осуществляется не как простой набор операций, а как реализация гуманистической и демократической педагогической концепции.
Развиваясь во внешкольной среде, коммунарская методика строилась сразу как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. В школе господствовал авторитаризм, в условиях внешкольного детского учреждения, которому отводилась роль организатора досуга, свобода педагогического творчества и маневра была относительно большей.
Вот почему введение коммунарской методики в школьную жизнь требует осмотрительности и терпения, чувства ситуации и точного расчета. Дело в том, что в школе есть немало условностей, обязательных моментов режима, есть и скучная, повседневная, даже рутинная работа. На одном интересе и романтике всю школьную жизнь не построить. Но именно сейчас, как никогда, жизнь и быт школы нуждаются в обновлении, а методика воспитания - в освобождении от дидактического пресса, от засоренности и формализма. И тут неоценимую помощь окажет коммунарская методика.
Коммунарство родилось в самом конце пятидесятых годов в Ленинграде. Там, во Фрунзенском Дворце пионеров, родилась знаменитая на всю страну Фрунзенская коммуна. У ее колыбели стояли Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро.
Черты коммунарства и его принципы.
Первое. Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Ребята с гордостью называют себя коммунарными, так как высокие идеалы людей коммунистического будущего считают для себя реальными жизненными ориентирами и воплощают их в своей среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворение естественной потребности юности в идеале.