Коммунарская методика

Страница 2

Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Эта позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо. В главном девизе коммунаров есть фраза «Наша цель - счастье людей!»

Третье. Пять само: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в коммуне, работа дежурных командиров.

Четвертое. Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего друга.

Пятое. Творчество - черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество является гарантией от формализма. В одной из коммунарских речевок говорится: «Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!» Выдумывания новых форм неизбежно обостряет внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары - люди ярко выраженных педагогических наклонностей.

Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна - это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести.

Когда говорят о коммунарской методике, подразумевают чаще всего методику коллективных творческих дел. Действительно, КТД (коллективное творческое дело) - это главная методическая единица. КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Коммунарская (или «орлятская») методика - это громадное богатство, которым сегодня надо владеть каждому педагогу - воспитателю. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Если просто заменить старост дежурными командирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере их деятельности и положения, толку не будет. Если призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику - это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и встречать после каждого слова ребят со своими поправками и комментариями - это будет смешно и нелепо. Если устраивать сцены ревности каждому коллеге, пользующемуся популярностью у ваших учеников, - это мерзко, недостойно учителя. Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться при первом появлении ребенка - надо немедленно уходить из школы.

В этих случаях лучше не пользоваться методикой коллективных творческих дел. Но кто всерьез решится на эту методику, тот очень скоро почувствует ее преимущество перед педагогикой требований и педагогикой мероприятий.

Страницы: 1 2 

Навигация