Психолого-педагогические основы формирования научных понятий

Страница 3

1. Понятия, конструирующие данный учебный предмет или его основные разделы, должны усваиваться детьми путем рассмотрения предметно-материальных условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия не должны даваться детям как «готовое знание»).

2. Усвоение знаний общего и абстрактного характера должно предшествовать знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы.

3. При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики, прежде всего, должны обнаружить генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий. Эту связь необходимо воспроизвести в особых предметных, графических или знаковых моделях, позволяющих изучать свойства в «чистом виде».

4. У школьников нужно специально сформировать такие предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства.

5. Учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане.

Автор утверждает, что такое построение учебных предметов позволяет организовать учебную деятельность, в процессе которой уже младшие школьники полноценно овладевают понятиями, обычно относимыми к более старшему возрасту. Усвоение этих понятий способствует формированию у детей теоретического мышления.

В. Оконь предлагает следующие этапы формирования научных понятий [25, с. 156]:

1. Сопоставление данных предметов с другими.

2. Поиски общих и различных черт рассматривают вместе, так как оба вида этой деятельности выступают в неразрывной связи.

3. Определение понятия на основании знакомства с чертами предмета.

Н.Г.Разумовский, А.И.Бугаев, Ю.И.Дик дают свою интерпретацию этапов образования понятия [27, с. 82]:

1) выделение существенных признаков понятия при помощи наблюдений за изучаемыми объектами, работа с учебной литературой;

2) синтезирование существенных признаков в определении понятия;

3) уточнение признаков понятия с помощью варьирования несущественных признаков класса, отделение существенных признаков от несущественных;

4) отграничение данного понятия от ранее изученных на основе сравнения признаков сходных понятий, выявлению общего и особенного;

5) установление связей и отношений данного понятия с другими;

6) применение понятий, дальнейшее уточнение признаков, диффренцировка их и конкретизация;

7) классификация понятий и их систематизация.

В.Оконем и А. А. Харитоновой были выявлены общие этапы формирования научных понятий [25, с. 155]:

- накопление опытных фактов;

- выявление характерных особенностей понятия;

- установление причинно-следственных связей;

- определение понятия, введение величин и констант;

- развитие и применение понятия.

Обобщая результаты исследований и опираясь, в первую очередь, на работы А.В. Усовой и ее аспирантов, можно выделить следующие этапы формирования сложных естественнонаучных понятий [39, с. 51]:

1. Отбор существенных признаков понятия, отделение их от несущественных.

2. Синтез существенных признаков понятия в определение.

3. Уточнение и закрепление существенных признаков понятия в памяти.

4. Установление связей данного понятия с другими, выделение сходных понятий по определенным признакам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация