Методы и приемы выявления и актуализации витагенного опыта учащихся

Современное образование » Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики » Методы и приемы выявления и актуализации витагенного опыта учащихся

Страница 5

Шаг первый – демонстрация слайдов, картин, отражающих выдающиеся произведения культуры народов различных эпох.

Шаг второй – демонстрация предметов материальной культуры народов различных исторических эпох – от античного мира до современности.

Шаг третий – художественное изображение учащимися предметов материальной культуры любого исторического периода (по выбору).

Шаг четвертый – творческое задание для учащихся: из различных по характеру, содержанию, форме предметов, символов материально-духовной культуры разных эпох и народов создать собственную художественно-изобразительную композицию, содержащую определенный историко-эстетический смысл.

В данном случае мы видим истинное сотрудничество. Голографический подход здесь обнаруживается не только в деятельности преподающего, но и в деятельности обучаемого, а точнее – самообучающегося.

Голографический подход, опора на витагенный опыт учащихся – не цель, не самоценность, а важное средство творческого взаимодействия, путь к активному саморазвитию личности и раскрытию ее духовного, нравственного, интеллектуального потенциала. И не только личности учащихся, но и личности учителей, всех участников образовательного процесса [3, с. 160 – 162].

Прием альтернативного сопоставления. Речь идет о тех случаях, когда образовательная информация не имеет однозначного толкования. Существуют два пути решения проблемы трактовки понятия, явления, факта. Первый - сопоставительный, его формула: «С одной стороны, с другой, с третьей .». Второй условно назовем «третейским судом». Сущность - в опоре на житейский опыт. Формула: «Первое противоречит (исключает) второе, второе противоречит (исключает) третье. Мы находим то, что эти позиции объединяет».

Успех реализации этого приема зависит от многих факторов, например, от содержания информации, которое далеко не всегда противоречиво. Некоторые противоречия кажущиеся, они не отражают сути. Например, вопрос: «Что изучает история?» Одна посылка. «Развитие производительных сил общества и смену экономических формаций». Вторая посылка: «Классовую борьбу, движения народных масс за свое освобождение от эксплуатации». Третья: «Деятельность выдающихся исторических личностей». Четвертая: «Смену психологии поколений, диалог культур, ценностных ориентаций и т. п.».

Возникает голографический эффект. То есть объемное представление о знании. Но это обманчивое впечатление. Здесь отсутствует витагенный компонент. Сопоставляя чужие точки зрения, не обнаруживая свою, мы имеем дело с мнимой голографией.

Признавая справедливость, обнаруживая рациональное зерно в каждом взгляде, отвергая что-то, выдвигая свою точку зрения, отражающую нашу позицию, сложившуюся в процессе становления витагенного опыта, мы идем путем истинной голографии.

Соотнесем приемы выявления и актуализации витагенного опыта и методы формирования понятий.

Методы формирования научных понятий

Приемы выявления и актуализации витагенного опыта

Индуктивный

Прием творческого синтеза образовательных проекций;

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся;

Ретроспективное сослагательное наклонение;

Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций.

Дедуктивный

Прием опережающей проекции преподавания;

Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций.

Ассоциативный

Ретроспективное сослагательное наклонение;

Прием творческого моделирования идеальных образовательных объектов;

Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях;

Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;

Прием альтернативного сопоставления.

Инвентивный

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели;

Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация