Содержание и условия процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе

Современное образование » Содержание и условия процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе

Инновационные процессы в науке, производстве, обществе определяют качественные изменения в профессиональной деятельности современных специалистов, что требует развития их профессиональной компетенции в единстве с подготовкой их к инновационной деятельности. В настоящее время имеется достаточно много работ, посвященных исследованию инноваций. Как показало исследование, инновации определяют основной путь дальнейшего развития общества, а также делают возможным решение многих проблем, связанных с негативными проявлениями научно-технической революции и жизни в информационном обществе (Б. С. Гершунский, Ж. Аллак, А. Г. Каспаржак, В. Е. Шукшунов, М. В. Кларин, Н. Р. Юсуфбекова и др.).

В педагогической теории и практике уделяется значительное внимание инновационным процессам. Исследования касаются инновационных процессов в профессиональном образовании, сущности и структуры инновационной деятельности педагогов, развития инновационных процессов в отечественной и зарубежной школе (К. Ангеловски, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, С.Д. Поляков, В.А. Сластёнин, Я.С. Турбовской, О.Г. Хомерики, А.И. Щербаков, Н.Р. Юсуфбекова и др.)

Концепция развития инновационных процессов в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании получила широкое отражение в педагогической теории и практике (В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова, С. Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Кустов и др.). Развитие инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании связано с развитием инновационных процессов в технике, технологии, экономике, производстве, социуме, эти процессы приобретают особый характер и определяют специфику формирования высокопрофессиональной творческой личности, способной к эффективной инновационной деятельности. Готовность к инновационной деятельности рассматривается как необходимое универсальное качество личности-профессионала, главное условие эффективной профессиональной деятельности в высокотехнологичном инновационном обществе.

Исследование показало, что усилия многих педагогов направлены на разработку и оптимизацию педагогических систем подготовки специалистов, в том числе и педагогов профессионального обучения, к инновационной деятельности в соответствии с инновационным развитием общества. Вместе с тем нерешенными остаются многие важные аспекты подготовки педагогов профессионального обучения, которые непосредственно связаны с подготовкой специалистов для инновационных производств. Известно, что основу профессионально-педагогической подготовки специалистов данной отрасли труда составляют отраслевая, психолого-педагогическая и производственно-технологическая подготовка, на изменение и практическую реализацию которых влияют тенденции и закономерности инновационного производства и общества. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследования инновационной деятельности педагогов профессионального обучения, разработки механизмов, средств, технологий формирования готовности педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки специалистов в области инновационной деятельности.

В современной педагогической практике эта идея реализуется недостаточно: не выявлены особенности инновационной деятельности педагогов профессионального обучения, большинство педагогов профессионального обучения испытывают значительные трудности в организации инновационной деятельности в процессе подготовки будущих рабочих и специалистов. Учитывая объективные потребности переосмысления процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в условиях инженерно-педагогического вуза, определена тема исследования – «Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе».

Целью исследования выступает разработка, научное обоснование и реализация процесса подготовки педагога профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе.

Объект исследования - подготовка педагогов профессионального обучения в вузе.

Предмет исследования - содержание и условия процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе будет более эффективным, если:

- в качестве педагогической прогностической цели этого процесса определена «инновационная деятельность будущих педагогов профессионального обучения»;

- непрерывность развития инновационной деятельности обеспечивается функционированием процессов психолого-педагогической, отраслевой, производственно-технологической подготовки педагогов профессионального обучения;

- содержание процесса профессиональной подготовки детерминируется структурой и содержанием инновационной деятельности педагогов профессионального обучения;

- инновационная среда образовательного учреждения как основное средство достижения поставленной педагогической цели структурируется взаимосвязью трех блоков: содержанием инновационных процессов профессионально-педагогической деятельности, социально-профессиональной инфраструктурой, современными производственными и педагогическими технологиями.

Задачи исследования:

Осуществить анализ базовых понятий исследования;

Определить содержание и структуру инновационной деятельности педагогов профессионального обучения, включающей инновационно-педагогическую, инновационно-техническую и инновационно-поизводственную деятельность;

Разработать инновационно-образовательную среду инженерно-педагогического вуза как совокупность условий, определяющих содержательные, структурно-организационные и процессуально-технологические характеристики процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности;

Разработать поэтапный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности;

Экспериментально проверить эффективность разработанной модели подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили:

- философские и психолого-педагогические положения о роли педагогической инноватики, инновационного мышления (М.М. Бахтин, Дж. Боткин, М. Бубер, Н.А. Белканов, В.С. Библер, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин и др.);

- исследования инновационных процессов в образовании (А.А. Арламов, Н.В. Горбунова, В. И. Загвязинский, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.С. Лазарев, В.Я. Ляудис, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова, А. И. Пригожин и др.);

- основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина);

- работы по фундаментальным положениям проблем профессионального образования и развития профессиональных качеств специалиста (Ю. К. Бабанский, В. Л. Васильев, В. А. Сластенин, С. Я. Батышев, А. П. Беляева и др.)

- фундаментальные основы профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, А.М. Новиков, Ю. Н. Петров, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Б.А. Соколов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, В.В. Шапкин и др.);

- научные основы интеграции педагогического и технического знания (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, В.В. Кирсанов, Б.А. Соколов, Н.К. Чапаев и др.);

- дидактические основы подготовки педагогов профессионального обучения (Н.А. Абаимова, С.Ф. Артюх, Н.М. Жукова, В.И. Кондрух, А.М. Копейкин, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, С. М. Маркова, А.Я. Найн, В.И. Никифоров, Г.М. Романцев, М.П. Рудницкий, Б.А. Соколов и др.).

Методы исследования:

теоретические методы (анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы);

обобщение фактологического материала по инновационной практике;

эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование);

педагогическое моделирование подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности;

экспериментальные методы (проведение педагогического эксперимента);

методы количественной и качественной оценки результатов педагогического эксперимента (статистическая обработка данных, применение диаграмм и таблиц).

Экспериментальной базой исследования выступало ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2005 по 2008 гг.

Первый этап – аналитический этап (2005-2006 гг.) был отведен анализу философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, её теоретическому осмыслению, выявлению специфики инновационной деятельности педагога профессионального обучения и подготовки к ней в условиях инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза, что позволило конкретизировать цель, предмет, задачи исследования, а также разработать методы и программу исследования.

На втором – теоретико-проектировочном этапе (2006-2007 гг.) был проведен анализ и обобщение опыта подготовки к инновационной деятельности в вузах, что позволило уточнить гипотезу исследования, выявить сущностные характеристики инновационной деятельности педагога профессионального обучения. Результатом этого этапа исследования явилась разработка и описание процесса подготовки педагога профессионального обучения к инновационной деятельности и инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза. Разработано организационно-методическое обеспечение процесса подготовки и осуществлена его практическая реализация в образовательной практике.

Третий – обобщающий этап (2007-2008 гг.) включил обработку, анализ, уточнение результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанной модели подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в практику образовательного процесса, формулирование выводов и рекомендаций, полученных в ходе исследования, оформление результатов исследования.

Новизна исследования характеризуется следующими положениями:

На основе анализа развития личности в процессе обучения определена педагогическая прогностическая цель подготовки педагогов профессионального обучения: подготовка будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности средствами психолого-педагогических, инженерно-технических и производственно-технологических дисциплин.

Определена сущность инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании, которая рассматривается как способ общественного прогресса и обеспечения высокой эффективности производственных, социально- экономических, педагогических процессов; как форма реализации достижений научно-технического прогресса; как способ удовлетворения социально-образовательных потребностей человека; как система управленческих действий, обеспечивающих жизненный цикл инновации.

Расширены функции содержания профессиональной подготовки в развитии инновационной деятельности путем включения инновационной составляющей психолого-педагогического, инженерно-технического и производственно-технологического компонентов подготовки в их единстве и взаимосвязи.

Особенности процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности отражены в инновационно-образовательной среде как средстве имитации реальных профессионально-педагогических ситуаций, структурируемой взаимосвязью трех составляющих: содержанием инновационных процессов профессионально-педагогической деятельности, социально-производственной инфраструктурой, педагогическими и производственными технологиями.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- уточнены понятия «инновация», «новшество», «инновационный процесс», «инновация в профессионально-педагогическом образовании», «новшество в профессионально-педагогическом образовании», «инновационная деятельность педагогов профессионального обучения»;

- исследованы философский, экономический, управленческий, технический, социальный и педагогический аспекты инноваций, выявлены положительные и отрицательные проявления современных инновационных процессов;

- выявлены свойства инноваций в профессионально-педагогическом образовании: востребованность, процессуальность, оптимальность, управляемость, интегративность, комплексность воздействия и результата, экономическая, техническая, технологическая, педагогическая, социальная, организационная эффективность;

- определены факторы, детерминирующие развитие инновационной деятельности педагогов профессионального обучения: инновационное развитие производства, экономики, социума; информатизация, технологизация, автоматизация всех сфер общества; интеграция образования, науки, производства; создание инновационной инфраструктуры; развитие непрерывного многоуровневого профессионального образования и единого образовательного пространства на уровне вуза и региона;

- разработан процесс подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности, включающий мотивационно-целевой, познавательно-информационный, операционно-деятельностный, процессуально-творческий и рефлексивно-оценочный этапы; механизм использования педагогических и производственных технологий, определяющий подходы, принципы, формы, факторы и условия подготовки к инновационной деятельности;

- определены элементы социально-профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие подготовку педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности и включающие инновационные научно-образовательные, научно-исследовательские, научно-производственные центры и лаборатории.

Практическая значимость исследования:

- разработана программа и комплект методического обеспечения курса «Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения», обеспечивающие готовность будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности;

- разработанный комплект методического обеспечения позволяет реализовать подготовку педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в условиях социально-профессиональной инфраструктуры;

- разработаны методические рекомендации по овладению будущими педагогами профессионального обучения инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-технологической деятельностью;

- разработаны критерии и показатели инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-технологической деятельности педагогов профессионального обучения;

- материалы исследования могут быть использованы в практике работы инженерно-педагогических вузов, факультетов, учреждений среднего и дополнительного профессионального образования, способствуя повышению качества и развитию профессионально-педагогического и профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения рассматривается как комплексный интегративный вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на обеспечение инновационного развития и повышение качества профессионального образования за счет разработки и применения технико-технологических, профессионально-педагогических, организационно-управленческих, социально-экономических, производственно-технических новшеств в процессе профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения структурируется взаимосвязью инновационно-педагогических, инновационно-технических, инновационно-производственных процессов в динамике их непрерывного развития, что расширяет систему целей профессионально-педагогического образования.

Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения характеризуется включением студентов в научно-техническую, научно-производственную и предпринимательскую деятельность и обучением их через исследовательскую, проектную и производственную деятельность; сближением образовательных, производственных и бизнес-процессов; коммерциализацией передовых научных и производственных технологий; созданием инновационной инфраструктуры образовательного учреждения; разработкой и реализацией инновационных проектов развития; экспертно-консультационной деятельностью по вопросам инновационного развития отрасли и производства.

Инновационно-образовательная среда как средство имитации реальных ситуаций профессионально-педагогической деятельности, структурируемая взаимосвязью трех блоков: содержанием инновационных процессов профессионально-педагогической деятельности, социально-профессиональной инфраструктурой, педагогическими и производственными технологиями.

Процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности рассматривается как совокупность преемственно взаимосвязанных действий по формированию профессионально-инновационного поля деятельности и включает мотивационно-целевой, информационно-познавательный, операционально-деятельностный, процессуально-творческий, рефлексивно-оценочный этапы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опирающихся на фундаментальные психолого-педагогические исследования, логической структурой исследования, апробацией и внедрением полученных результатов в практику образовательного учреждения, применением методов математической статистики для выявления достоверно значимых различий в результатах исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались: на третьей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, соискателей и специалистов «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Н. Новгород, 2006 г.); на третьей межвузовской научно-практической конференции «Инновационные направления развития современного менеджмента, финансов, страхования» (Н. Новгород, 2006 г.); на восьмой Международной научно-методической конференции «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2007 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, НФ УРАО, 2007); на 13 всероссийской научно-практической конференции «Основные направления реализации инновационных процессов в системе профессионально-педагогического образования. Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2007 г.); на первой всероссийской научно-практической конференции «Развитие творческого наследия С. Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2007 г.); на одиннадцатой (2006 г.) и двенадцатой (2007 г.) нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки); на IX Международной научно-методической конференции «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (2008 г.); на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров "Современные педагогические технологии" (Н. Новгород, ННГУ, 2007 г.); на заседаниях кафедры педагогики ВГИПУ.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью задач исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

Навигация