В соответствии с логикой организации экспериментальной работы рассмотрим результаты формирующего и обобщающего этапов педагогического эксперимента. Результатом экспериментальной работы является повышение осознания сущностных характеристик и изменение отношения студентов экспериментальной группы к инновационной профессионально-педагогической деятельности, что привело к повышению качества профессиональной подготовки студентов (табл. 5).
Таблица 5 Изменение отношения студентов к инновационной деятельности
Показатели значимости инновационной деятельности |
Количество студентов, % | |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента | |
Инновационная деятельность как: способ общественного развития |
25 |
67 |
способ повышения эффективности производственных, социально-экономических, организационно-управленческих, педагогических процессов |
10 |
53 |
форма реализации достижений научно-технического прогресса |
47 |
82 |
способ удовлетворения социально-образовательных потребностей человека |
23 |
89 |
система управленческих воздействий, обеспечивающих жизненный цикл инновации |
18 |
64 |
Представленное в таблицах изменение отношения и оценки свойств инновационной профессионально-педагогической деятельности свидетельствует о том, что студенты экспериментальной группы в ходе проведения обучения овладели пониманием её сущности как способа удовлетворения социально-образовательных потребностей (89 %), видят роль педагогов профессионального обучения в общественном развитии (67 %) и повышении эффективности производственных, социально-экономических, организационно-управленческих, педагогических процессов (53 %), осознали необходимость управления педагогическими, производственными, организационно-управленческими, экономическими, социальными новшествами. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют:
- об осознании студентами экспериментальной группы сущности и свойств инновационной деятельности педагогов профессионального обучения;
- формировании у них целостного представления о значении и содержании инновационных процессов в профессионально-педагогическом и профессиональном образовании.
В процессе прохождения студентами обучения по авторскому курсу «Инновационная деятельность педагогов профессионального обучения» произошли изменения уровня готовности студентов экспериментальной группы к инновационной профессионально-педагогической деятельности соответственно для профессионально-педагогического, инженерно-технического, производственно-технологического компонентам и данному виду деятельности в целом в начале, середине и конце эксперимента (табл. 6).