Опытно-экспериментальная часть по изучению темпоритмической организации речи

Страница 6

Автоматизированные ряды:

Временные последовательности:

зима - весна - лето - осень;

утро - день - вечер - ночь;

понедельник - вторник - среда - четверг - пятница - суббота - воскресенье;

день - неделя - месяц - год;

Счет: Все подробности операция по пересадке волос на бороду на сайте.

прямой порядковый счет, счет десятками;

обратный счет

Пространственные отношения:

вверх - середина - вниз;

слева - в центре - справа;

Цвета радуги: красный - оранжевый - желтый - зеленый - синий - фиолетовый.

Планеты солнечной системы: Меркурий - Венера - Земля - Марс - Юпитер - Сатурн - Уран - Нептун - Плутон.

Звуки: назвать звуки по порядку их следования в слове. Инструкция: назови звуки по порядку их следования в слове (с - о - к)

Буквы: назвать буквы по порядку их следования в слове. Инструкция: назови буквы по порядку их следования в слове (м - о - л - о - к - о)

Слоги: называние слогов по порядку их следования в слове: мо - ло - ко.

Слова: называние слов по порядку их следования во фразе: Назови слова по порядку их следования в предложении (Кошка побежала за мышкой. Кошка, побежала, за, мышкой).

При выполнении автоматизированных рядов используются следующие инструкции:

перечисли по порядку,

перечисли в обратном порядке,

я начну, а вы продолжите,

я назову месяц, а вы назовите предыдущий и последующий,

правильно ли это? Исправь! Скажи (выбери, запиши) правильно!

При формировании сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов используются последовательности:

Двигательный анализатор:

движения туловища: сел - встал - лег

пальцы рук

органы артикуляции: улыбка - трубочка - окошко.

Слуховой анализатор - воспроизведение звуковых ритмов:

// /, / // /, // / /, // / // /, // // // и др.

Варианты выполнения заданий ребенком: отстукивание с помощью рук, ног, музыкальных инструментов; соотнесение ритма с его графическим изображением - выбор графического изображения ритма из серии предложенных, выкладывание ритма карточками;

Зрительный анализатор: выкладывание и раскладывание последовательно любых стимулов (предметы, геометрические фигуры, знаки и др.). Варианты выполнения заданий:

выкладывание в определенной последовательности;

выкладывание карточек с изображением предметов;

рисование заданных изображений;

называние вслух заданных стимулов.

Развитие зрительно-моторной координации основывается на выполнении различного рода графических проб:

обвести заданный элемент;

соединить пунктирные линии;

скопировать графический элемент и др.

На основном этапе продолжается работа по развитию слухо-моторных и зрительно-моторных координаций, но доминирует формирование темпоритмического чувства в неречевом и речевом плане с помощью активного использования фонетической и логопедической ритмики. Данная работа осуществляется главным образом с помощью логоритмических и фонетических игр и упражнений.

На заключительном этапе коррекционно-логопедической работы дети переходят к формированию темпоритмической стороны речи в письменном плане. Также на данном этапе продолжается работа по формированию чувства темпа и ритма в устной речи. В работе использовались следующие варианты упражнений: восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане: воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме; чередование движений в различном темпе, повтор за логопедом в определенном темпе ударов по музыкальному инструменту;

восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане: скоординированное с темпом и ритмом собственных движений (хлопки ладонью по столу; прыжки на одной, двух ногах; хлопки ладонями) воспроизведение слогов с разным темпом;

восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане: сопряжено и отраженно отрабатываются ритмические рисунки:

ритм повтора // // //, // / // / // /, // /, // // // // // //;

ритм чередования / // // // / // // //; / // // // / // // // (карточки разных цветов)

ритм противопоставления / // / //; / // / // (карточки разных цветов и размеров); трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему: предметное моделирование с использование квадратов одинакового размера (звуки одинаковой длительности) и разных геометрических фигур (квадрат и прямоугольник) для обозначения короткого и длительного звука;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация