На современном этапе развития коррекционной педагогики особую актуальность и практическую значимость приобретает проблема расширения границ понимания механизмов нарушения письменной речи у младших школьников. Описанные в литературе причины появления трудностей в развитии письменной речи не всегда позволяют точно определить механизм нарушения письма и разработать конструктивный план коррекционного воздействия. По мнению В. Т.А. Сорокиной, А.А. Таракановой недоразвитие темпоритмической организации речи часто приводит к появлению трудностей на письме.
Исследованиями в области коррекционной педагогики показана тесная связь недоразвития устной и письменной сторон речи детей с несформированностью либо нарушенным развитием надсегментного (суперсегментного) уровня речи, включающего в себя такие компоненты как темп, ритм, мелодика, логическое ударение, паузирование и тембр, функционирующие в единстве и обуславливающие деятельность друг друга. Явления суперсегментной фонетики в норме обеспечивают построение и реализацию речевого высказывания, "организуют" речь.
Среди всех составляющих суперсегментной фонетики главная роль отводится интонации и ее компонентам - темпу и ритму речи, поскольку они выполняют наиболее важные функции в построении и реализации речевого высказывания: обеспечивают равномерное и четкое чередование слогов в слове, выделение и разграничение синтагм в речи, интонационное (смысловое) оформление каждого высказывания.
В условиях дизонтогенеза, а именно при дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи, у ребенка часто имеют место нарушения либо недоразвитие мелодико-интонационной и темпоритмической организации речи.
Изучение особенностей недоразвития темпоритмической организации речи у младших школьников, преодоление трудностей в развитии устной и письменной сторон речи, связанных с недоразвитием мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи у детей с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, является актуальной и значимой проблемой в теоретическом и практическом аспектах (Титова Т. А.).
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а сформированность всех компонентов темпоритмической организации речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе (Дель С.В.).
Нарушение темпоритмической и интонационной сторон речи влияют не только на школьную успеваемость, а также сказываются на коммуникативной деятельности детей, на овладении ими навыками межличностного взаимодействия, на усвоении норм социального поведения и формировании эмоционально-волевых процессов, т.е. на развитии личности ребенка в целом. Именно поэтому несформированность интонационных и темпоритмических средств речи у детей с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, является важной проблемой и требует тщательной коррекционной работы (Сорокина В.Т.). Нарушение темпоритмической организации речи приводит к появлению письменных ошибок на уровне слогового состава и на уровне предложения: пропуск слога, пропуск слогообразующего гласного и согласного при стечении, увеличение числа слогов, персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение); слитное написание слов, пропуск слов, предлогов и союзов, добавление, перестановка слов, отсутствие знаков препинания в конце предложения и заглавной буквы в начале (Поварова И.А., Позднякова Л.А., Ситникова Е.В., Титова Т.А.). Перечисленные ошибки на письме в нашем исследовании будут обозначаться как типологические, обусловленные несформированностью темпоритмической организации речи.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы позволяет выбрать нам тему выпускной квалификационной работы "Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи", определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель исследования - разработать систему коррекционно-развивающих занятий по формированию темпоритмической организации речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием III уровня.
Объект - своеобразие темпоритмической организации речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией, обусловленной ОНР.
Предметом исследования является формирование темпоритмической организации речи как условие коррекции типологических ошибок письма у младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР.
Гипотеза - мы предполагаем, что специально организованная коррекционная работа по формированию темпоритмической организации речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР, будет способствовать коррекции типологических ошибок письма.
Задачи исследования:
Проанализировать научную и методическую литературу по данной проблеме.
Определить методы диагностической оценки интонационной стороны речи и выявить типологические ошибки письма.
Провести преобразующий эксперимент, направленный на формирование темпоритмической стороны речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР III уровня.
Проанализировать и обобщить полученные данные, сформулировать выводы.
В качестве методов проведения исследования использовались:
метод анализа и обобщения литературных данных;
метод логопедического обследования;
экспериментальный метод исследования;
метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Научной основой исследования явились труды Н.А. Бернштейна, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные коррекционно-развивающие занятия могут быть использованы в условиях традиционного обучения младших школьников с дисграфией на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
База исследования. В эксперименте принимали участие 20 учащихся 3 класса с дисграфией, обусловленной ОНР III уровня, составляющих основную группу и группу сравнения. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 40 и № 44 города Хабаровска.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, приложением. Первая глава составляет теоретическую часть исследования, где указывается современное состояние исследуемой проблемы, онтогенез и дисонтогенез темпоритмической организации речи и основные аспекты формирования исследуемых параметров речи у младших школьников с дисграфией, обусловленной ОНР. Вторая - содержит описание практической деятельности, куда включена характеристика основной группы и группы сравнения, описаны методы диагностики исследуемых параметров речи, преобразующий эксперимент по формированию темпоритмической организации речи, а также результаты контрольного среза. В заключении сделан вывод по двум главам работы. В приложении представлены образец карты логопедического обследования и конспекты проводимых логопедических занятий. Библиографический список включает в себя 75 источников.
темпоритмический дисграфия ошибка письмо