Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Страница 1

Вопросам обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии в настоящее время уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией роста количества детей, имеющих врожденные или приобретенные дефекты развития. Определенное значение в решении проблемы коррекции нарушений в речевом развитии этих детей может иметь изучение проблемы формирования чувства темпа и ритма у этих детей, целенаправленное развитие которых, в свою очередь, может оказывать коррекционно-развивающее влияние на них в процессе школьного обучения. Развитое чувство ритма, как показывают исследования, способствует продуктивной и рациональной организации учебного процесса с наименьшими затратами психических и физических сил ребенка [42, с.1].

Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза - связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт - группа слогов, объединенная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Эти единицы речи, обладающие самостоятельной протяженностью, называют линейными. Различают и просодические единицы, которые выступают одновременно с линейными (интонация и ее компоненты: мелодика, сила произношения, темп и ритм речи, различные виды ударения - фразовое, логическое, эмоциональное) [67, с.99].

Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя считают формирование интонационных навыков важными для восприятия письменной речи (Тонкова-Ямпольская Р.В., Ладыженская Т.А., Богуславская Н. Е.). Изучая фонетические признаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фразу цементирует фразовое ударение и в целом весь комплекс интонационных средств (Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В., Николаева Т. М.). Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Аксарина Н.М., Кольцова М.И., Тонкова-Ямпольская Р.В., Яровенко О. И.). Рассматривая предложение как единицу языка, М.М. Бахтин подчеркивал, что оно обладает грамматической интонацией - законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности. Т.А. Ладыженская интонацию рассматривает в одном ряду с такими произносительными средствами речи, как логическое ударение и основной тон высказывания [67, с. 100-101].

Важным смысловым средством звучащего слова является логическое ударение (повышение или понижение тона голоса), паузы, с помощью которых акцентируется внимание на основной мысли высказывания, темп речи, который определяется замыслом высказывания и условиями общения [67, с. 101-102].

В.А. Артемов указывает, что интонация в ее непосредственном слуховом восприятии организует структурное единство мелодии, акцентного членения, темпа и ритма, имеющих то или иное коммуникативное единство. Для каждого языка характерна особая система интонации. Интонема типа, вида или подвида предложения характеризуется несколькими дифференциальными признаками. По мнению автора, предикативные отношения осуществляются при помощи ударения, частоты основного тона и интенсивности произнесения, а членение на синтагмы - путем использования пауз, смысловых интервалов и ударений. Он рассматривает ритмо-мелодическую сторону речи в плане анализа образования и различения слогов [5, с.175].

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация