Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Страница 2

Интонация является одним из языковых средств выражения заключенного в предложении смыслового содержания. Интонация - это обязательный компонент нашей речи, без которого отдельные слова не будут достаточно связаны между собой по смыслу, предложения как такового не образуется, объективная реальность не будет отражена в нем достаточно верно и отношение к ней говорящего показано не будет. С помощью варьирования интонации можно передать различные смысловые отношения высказывания. Интонация - это сложный комплекс просодических компонентов, служащих на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Ритм в свою очередь является одним из просодических компонентов, без сформированности которого невозможно полноценное развитие интонационных конструкций [58, с.60]. С помощью интонационных средств осуществляется выражение смысловых отношений между высказываниями, синтагмами, а также между частями внутри этих коммуникативных единиц. [54, с.40].

Ритм - это закономерное расчленение временной последовательности раздражений на группы. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы могут быть одинаковыми и неодинаковыми. Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще, является наличие акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма [11, с.54].

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный [11, с.53]. Н.А. Бернштейн показал, что любое движение - сложная многоуровневая система, где каждый уровень (или определенные анатомические структуры) характеризуется "ведущей афферентацией" и собственным набором регулируемых движений. Н.А. Бернштейном выделены пять уровней регуляции движения:

рубро-спинальный;

таламо-паллидарный;

пирамидно-стриальный;

теменно-премоторный;

корковый "символический" [4, с.112].

Первый и второй уровни ответственны за регуляцию непроизвольных движений (к ним относятся движения гладкой мускулатуры, тремор, тонус, синергии, автоматизмы). Третий - пятый уровни связаны с регуляцией произвольных двигательных актов, в которых участвует как движения всего туловища (ходьба, бег, прыжки), так и отдельных частей тела: рук (действия с предметами, письмо, рисование, различные мануальные навыки), лица (мимика), речевого аппарата (устная речь).

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация