Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Страница 3

А.Р. Лурия отмечал, что помимо собственно двигательных, моторных зон коры больших полушарий в корковое звено двигательного анализатора следует включать и многие другие зоны коры, а именно:

постцентральную теменную кору, обеспечивающую анализ кожно-кинестетических афферентаций, поступающих от органов движения;

задние затылочные и теменно-затылочные отделы коры больших полушарий, которые обеспечивают регуляцию движений с помощью зрительной афферентации, а также ответственны за пространственную организацию движений;

височную кору (прежде всего левого полушария), обеспечивающую не только слухоречевую афферентацию речевой моторики, но и участвующую во всех "оречевленных" (внешней и внутренней речью) двигательных актах;

передние отделы коры больших полушарий (премоторную и префронтальную кору), с помощью которых осуществляется программирование движений, организация движений во времени и контроль за выполнением программы [35, с.341].

Следовательно, согласно концепции А.Р. Лурия, движения человека обеспечиваются самыми различными видами афферентаций, и поэтому в корковое звено двигательного анализатора, следует включать почти всю кору больших полушарий [69, с. 191-195].

Исходным для организации произвольного движения, или сознательного действия, являются аппараты лобных долей мозга, которые не только поддерживают и регулируют общий тонус мозговой коры, но и обеспечивают при участии внутренней речи и под влиянием афферентаций, доходящих до них от других отделов мозга, создание намерения, или двигательной задачи; с помощью этих аппаратов осуществляется создание, сохранение, выполнение программы действия и постоянный контроль над его протеканием [35, с.251].

Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его "скелет", что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи [3, с.38]. По мнению Н.И. Жинкина, интонация, надстраиваясь над метром, путем циклических повторений создает ритм речи. Темпоритмическая организация речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи.

Существует несколько разноуровневых единиц ритма, функционирующих одновременно и взаимосвязано. Ритм речи имеет сложную многоуровневую организацию, поэтому можно говорить о своеобразной иерархии речевых ритмов - слоговом, словесном, синтагменном ритме [46, с.61]. При изучении устной речи целесообразно введение такого понятия, как ритмическая схема синтагмы, которая выполняет функцию каркаса для реализации частоты основного тона в синтагме [43, с.49].

Ритм является не только необходимым компонентом нашей биологической жизни, ритм дыхания, сердцебиения и др., но и в качестве одного из важнейших компонентов входит в структуру художественных способностей, а также устной речи и письма. Знание генетического аспекта чувства ритма, этапов его формирования, а также влияние на овладение различными видами деятельности (изобразительная, музыкальная, речевая и др.), т.е. понимание универсальности чувства ритма необходимо при анализе различных форм патологии речи [60, с.118].

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация