Ход и содержание констатирующего эксперимента

Страница 5

Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Методика формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по ФЭМП у детей с ОНР 6-го г. ж, строится на комплексном подходе к обучению этих детей.

Комплексный подход включает в себя следующие компоненты:

организацию пространственно-развивающей среды;

проведение дидактических игр с математическим содержанием;

общение взрослого с детьми в процессе формирования у детей системы сенсорных эталонов;

Комплексный подход предполагает формирование знаний о сенсорных эталонах в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений об окружающем мире, изобразительная, конструктивная и игровая деятельность).

Формирование системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи осуществляется:

1. В повседневной жизни, когда взрослый вовлекает детей в коллективную деятельность с математическим содержанием, в общение друг с другом.

2. В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе и предметах окружающего мира, их сенсорных признаках. Эти игры могут проводиться как на занятиях по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

3. В рисовании, лепке, конструировании, трудовой деятельности, при наполнении их математическим содержанием.

4. В работе по развитию речи – обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта, рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием в сюжетно-дидактических играх.

Реализация комплексного подхода к формированию системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи включает следующие направления коррекционной работы:

1. Формирование представлений о себе и предметах окружающего мира – о собственном теле, об объектах окружающей действительности с целью отражения их внешних и внутренних свойств.

2. Обучение в процессе изобразительных и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием – восприятию свойств и признаков предметов окружающего мира – действиям с дидактическими игрушками; – отдельным действиям в рамках образа, способствующим раскрытию различных величинных, цветовых представлений;

3. Обучение различным средствам межличностного общения и развитие речевых функций в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием. У детей формируются умения согласовывать действия (с реальными предметами и их моделями), движения рук и глаз со словами педагога; произносить отдельные реплики в ходе сюжетно-дидактических и дидактических игр с математическим содержанием.

Особенностью формирования системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Время освоения содержания каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру речевых нарушений у конкретного ребенка.

Распределение материала по этапам, учитывая комплексный подход в обучении математическим знаниям, происходит по концентрическому принципу.

Предлагаемый для усвоения детьми с общим недоразвитием речи дидактический материал от этапа к этапу усложняется, тема остается прежней, а ее содержание изменяется, постепенно раскрывая предметные, функциональные и смысловые стороны связей между признаками и свойствами.

Таким образом, обеспечивается повторность в формировании у детей системы сенсорных эталонов. Это позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.

На первом этапе формирования системы сенсорных эталонов происходит знакомство воспитателя с особенностями развития каждого ребенка, помочь освоить окружающий мир, овладеть элементарными сенсорными представлениями о свойствах и отношениях между объектами. Этот этап является базовым для сенсорного развития детей.

На данном этапе можно выделить наиболее значимые задачи по формированию системы сенсорных эталонов:

-формирование положительного отношения к дидактическим играм;

-знакомство с пространственными свойствами предметов, формирование перцептивных действий идентификации и группировки;

-развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина) в дидактических играх и игровых упражнениях;

-ознакомление с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр;

-знакомство с основными цветами в процессе дидактических игр и изобразительной деятельности;

-формирование умения с помощью взрослого делать простейший словесный отчет о выполненных действиях;

Раскрытие задач происходит через организацию игровых упражнений и дидактических игр по сенсорному воспитанию на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация