Ход и содержание констатирующего эксперимента

Страница 8

Во время проведения констатирующего эксперимента дети с нормальным уровнем речевого развития, в основном справились с предложенными заданиями.

Из общего количества детей группы 50% справились с заданиями, направленными на узнавание и определение величины предмета, 45% детей самостоятельно выполнили задания, направленные на словесное обозначение признака величины предметы (ширины и высоты); 50% детей справились с заданиями на словесное обозначение геометрических форм (прямоугольной и овальной).

Детям с общим недоразвитием речи при выполнении заданий требовалась помощь воспитателя. Дети испытывали затруднения в узнавании и словесном обозначении дополнительных цветов спектра - 37% детей выполнили задание; в узнавании и назывании геометрических форм предметов - 25% детей справились с заданием; затруднения были в зрительном соотнесении и назывании словесно признаков величины- 18% детей выполнили это задание правильно, а также в измерении предметов с помощью условной мерки и словесном обозначении размера измеряемого объекта- 12% детей выполнили задание. Особые затруднения возникли при составлении арифметических задач: при согласовании в задаче существительных с прилагательными и числительными, составлении условия задачи, вопроса к ней. Это задание выполнили только 10% детей.

Таким образом, в среднем 64% детей с нормальным речевым развитием справились с заданиями эксперимента, и только 30% детей с общим недоразвитием речи справились с предложенными заданиями. В связи с установленными уровнями сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить на три группы.

К первой группе (10%) относятся дети, у которых уровень сенсорного восприятия соответствует возрастному развитию детей 6 лет, представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у них сформированы. Дети этой группы могут грамотно построить свои речевые высказывания, у них полный запас слов, обозначающих сенсорные признаки предметов.

Ко второй группе (60%) относятся дети, у которых нормальное сенсорное восприятие. Однако у детей есть нарушения в грамматическом построении речевых высказываний, словарный запас не соответствует возрастному развитию детей 6 лет. В нем отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки величины предметов.

К третьей группе (30%) относятся дети, у которых также нарушено сенсорное восприятие, уровень сформированости представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины не соответствует развитию детей 6 лет. У этих детей отмечаются проблемы в грамматическом и лексическом построении высказываний и составлении отдельных предложений. У них затруднено активное использование слов, обозначающих сенсорные признаки формы и величины предметов.

В соответствии с выделенными трудностями детей были сформулированы следующие условия:

1. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку.

2. Структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

3. Методика формирования системы строится на комплексном подходе к обучению детей.

4. Формирование знаний о сенсорных эталонах происходит в тесной связи с развитием детей в других видах деятельности (в развитии речи, формировании представлений об окружающем мире, изобразительной, конструктивной и игровой деятельности).

5. Время освоения каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру речевых нарушений у конкретного ребенка.

6. Распределение материала по этапам, учитывая комплексный подход в обучении, происходит по концентрическому принципу, постепенно усложняясь.

С целью их реализации были составлены методические рекомендации.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Приложение 1

Таблица 2. Результаты обследования детей 6 лет с нормальным уровнем речевого развития

Фамилия, имя ребенка

Зад.

№1.

Зад.

№2.

Зад.

№3.

Зад.

№4.

Зад.

№5.

Зад.

№6.

Зад.

№7.

Зад.

№8.

Зад.

№9

Общая

сумма

баллов.

1. Агафонов Женя

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

34 б.

2. Воскресенский Дима

5 б.

5 б.

4 б.

5 б.

3 б.

4 б.

5 б.

3 б.

4 б.

33 б.

3. Гальцев Вадим

5 б.

5 б.

5 б.

5 б.

5 б.

5 б.

5 б.

5 б.

4 б.

44 б.

4. Дхиман Диана

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

33 б.

5. Корнеев Гриша

5 б.

5 б.

5 б.

4 б.

4 б.

5 б.

5 б.

4 б.

4 б.

45 б.

6. Спиркина Юля

5 б.

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

39 б.

7. Трегулов Дамир

5 б.

4 б.

5 б.

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

39 б.

8. Ширяева Соня

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

3 б.

34 б.

9. Непомнящ. Данила

5 б.

5 б.

5 б.

4 б.

5 б.

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

41 б.

10. Шукшина Таня

4 б.

5 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

3 б.

34 б.

100%

95%

50%

67%

50%

45%

65%

55%

50%

64%

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация