Анализ результатов констатирующего эксперимента

Современное образование » Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 2

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

В ходе обследования выявилось, что трудность для умственно отсталых детей представляют все виды языкового анализа.

Больше всего трудностей возникало при выполнении следующих заданий: определение количества звуков в словах, выделение последовательно каждого звука в слове, сравнение слов по звуковому составу (мак, бак).

У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что свидетельствует о недостаточной готовности к овладению грамотой умственно отсталых детей.

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие согласные заменяются глухими.

Например:

Владимир М. - замены (з - с: забор - «сабор»; г - к: гора - «кора»; д - т: дуб -«туб»).

Вера К. - замены (ж - ш: жаба - «шаба»; з - с: зима - «сима»; д - т: дорога -«торока»; г - к: гранат - «кранат»).

Сергей Б. - замены (д - т: дупло - «тупло»; з - с: зуб - «суб»; ж - ш: жара -«шара»).

Также заменяют звуки группы свистящих - шипящих, сонор:

Павел М. - с -ш (шесть - «шешть» ), з- ж (забота - «жабота»), р - л (рыба - «лыба»).

Оксана К. - ц- ч (цепь - «чепь»), щ - ч (щука - «чука»), р - л (рука - «лука»).

Кроме того, в случаях несформированности процесса дифференциации звуков, вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то другой, неотчетливый звук, то есть происходит искажение.

Саша Л. - з - ж (зуб - «жуб»), ц - ч (цапля - «чапля»), р - л (рука - «лука»).

Павел М. - искажение [л] (межзубной).

Кроме того, у детей наблюдается искажение слоговой структуры слова, что указывает на недостаточную полноту слухового восприятия, на это указывает и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

Особенно много ошибок при произнесении в многосложных словах и со стечением согласных.

Например:

Владимир М. - «клубника» - структура слова не нарушена;

«строительство» («стоительство») - нарушено, т.к. слово более сложное.

Павел М. - «сковорода» (не нарушена структура); «велосипедист» («велосипедис»).

Вера К. - «лекарство» (не нарушена); «парикмахерская» («паримахеская»).

Результаты обследования словарного запаса умственно отсталых детей представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты обследования активного словаря и понимания речи

Дети

Обследование понимания номинативной стороны речи

Обследование понимания предложений

Обследование понимания грамматических форм

Понимание речи

Активный словарь

Обследование слов, обозначающих предметы, их признаки

Владимир М.

3

2

1

2

1

2

Вера К.

2

2

2

2

2

2

Сергей Б.

2

2

1

2

1

1

Павел М.

2

2

2

2

2

1

Оксана К.

2

3

2

2

2

2

Саша Л.

2

2

2

2

2

2

Кирилл С.

2

2

2

2

2

2

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация