Анализ результатов констатирующего эксперимента

Современное образование » Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 3

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

Анализируя результаты выполнения детьми заданий, можно выделить специфические особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением. Было отмечено отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.

У данной группы детей нарушение лексики проявляется в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, трудности актуализации словаря, несформированности структуры значения слова, нарушении процесса организации семантических полей.

Отмечается не понимание инверсионных и сравнительных конструкций; логико-грамматических отношений.

В таблице 5 представлены результаты обследования грамматического строя речи умственно отсталых детей.

Таблица 5

Результаты обследования грамматического строя

Дети

Задания

Составление предложений

Подстановка недостающего предлога

Пересказ текста

Рассказ из собственного опыта

Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного

Владимир М.

2

1

0

0

2

Вера К.

2

2

1

1

2

Сергей Б.

1

1

0

0

1

Павел М.

1

1

1

0

2

Оксана К.

2

2

1

2

2

Саша Л.

2

2

1

1

2

Кирилл С.

2

2

2

2

2

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок;

0 баллов – не выполнил.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах. Недостаточно сформированные морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

Результаты исследования мышления и речи умственно отсталых детей показали, что ни один испытуемый не набрал 3 балла, т.е. ни у одного из умственно отсталых детей не выявлен высокий уровень развития мышления и речи. 1 (14%) из испытуемых набрал 2 балла, он сделал 5 ошибок, и его уровень развития мышления и речи можно охарактеризовать как средний; 6 (86%) испытуемых набрали только 1 балл, т.е. эти дети сделали в течение теста более 7 ошибок. Представим полученные результаты графически (рис. 1).

Рис. 1. Распределение группы умственно отсталых детей по уровню развития мышления и речи

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация