Основные движения

Страница 1

Наблюдение и анализ проведения основных движений в условиях ДОУ.

Обучение движениям должно быть направлено прежде всего на формирование простейших навыков основных, жизненно необходимых детям движений.

За время пребывания в детском саду нужно научить детей правильно ходить, бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, метать вдаль и в цель, лазать, сохранять равновесие.

Воспитатель стремится к тому, чтобы движения детей становились более согласованными, ловкими, свободными, чтобы дети без особых усилий могли целесообразно применять их в разнообразных условиях.

В средней и старшей группах программа осуществляется в процессе занятий гимнастикой и подвижными играми и закрепляется в часы игр, преимущественно на прогулке (в подвижных играх с правилами, организованных воспитателем, и в самостоятельных играх детей подвижного характера).

В младшей группе освоение программы проходит в процессе организованных воспитателем подвижных игр (на прогулке и в помещении в часы игр).

Во всех группах воспитатель всячески поощряет самостоятельные игры детей с игрушками и пособиями, создавая для этого соответствующие условия.

Перед воспитателем стоит задача всестороннего развития движений у детей.

Маленькие дети в силу своей подвижности больше пользуются движениями, в которых преимущественно участвуют ноги: бег, ходьба, разнообразные виды прыжков — подпрыгивание, перепрыгивание, спрыгивание и пр. Воспитатель должен давать детям систематические упражнения для развития такого важного для человека органа, как рука.

В дошкольном возрасте этому в значительной степени могут помочь упражнения с предметами: мячами, гимнастическими палками, обручами, флажками, шнурами и пр. Дети учатся бросать, ловить, катать, бесшумно складывать и убирать предметы, ритмично передавать друг другу, быстро принести и унести и т. п.

Важно научить детей внимательно слушать объяснения воспитателя и выполнять его указания, постепенно приучая детей «учиться» всем вместе, тем самым подготовляя их к школьному обучению.

Большое внимание следует также уделить развитию согласованности при совместных действиях. Детей приучают двигаться в общем для всех темпе, целесообразно использовать площадь комнаты или площадки, бегать, не толкая друг друга, соблюдать указанное направление и т. п.

Дети учатся быстро реагировать на зрительные, слуховые сигналы, быстро выполнять задание воспитателя: встать в пары по взмаху флажка, начать бег по удару в бубен, а также по словесному указанию воспитателя перебежать на другую сторону площадки после слова беги и т. п.

Следует развивать у детей активное торможение: выслушивать до конца указания воспитателя, не начиная действия, быстро затормозить свои движения по сигналу и т. п.

Объём требований по выполнению этих движений невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать их движения.

Так, например, не научившись занимать правильное положение при метании, нельзя добиться дальнего броска или меткого попадания в цель.

Вместе с тем некоторые воспитатели уделяют слишком большое внимание внешней стороне в выполнении упражнений: добиваются, чтобы дети начинали ходьбу с левой ноги, но не следят за правильной осанкой; учат оттягивать носок во время ходьбы и бега, а не приучают детей целесообразно использовать всё пространство комнаты или площадки, действовать согласованно и т. п.

На основе приобретения простейших навыков движения детей постепенно развиваются и совершенствуются.

Нужно ли, добиваясь усвоения детьми правильного выполнения движения, заботиться о повышении количественных достижений (скорости бега, высоты прыжка, дальности броска и пр.) ? Количественные достижения невозможны и нецелесообразны без приобретения детьми простейших двигательных умений: ребенок может повредить своему здоровью, стараясь прыгнуть как можно выше, при этом неправильно выполняя движение. Нужно, чтобы обе эти стороны (качество выполнения и количественные достижения) в практической работе разрешались в единстве. По мере овладения ребёнком движениями постепенно повышаются и количественные показатели.

Кроме основных движений, в плане должны быть упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, а также упражнения, развивающие ориентировку в пространстве, коллективе.

Воспитатель отбирает из «Руководства» требуемый программный материал и указывает, при помощи каких упражнений и игр дети будут его осваивать.

При отборе программного материала прежде всего должна соблюдаться последовательность. Она даёт возможность вести ребёнка постепенно от более простого к более сложному. Дети нередко испытывают затруднения при выполнении упражнений только потому, что воспитатель не сумел постепенно подвести детей к их выполнению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация