Основные движения

Страница 2

Совсем иной результат получается тогда, когда упражнения осваиваются в определённой последовательности. Сначала проводится бег, одновременно с небольшим количеством детей (8—30 человек), в прямом направлении, без соблюдения общего для всех темпа. Дети бегут от одного до другого края площадки (комнаты). Каждый бежит в удобном для него темпе. Движение одного не связано с движением другого. Это упражнение не требует согласованности действий, смелости, решительности, т. е. всего того, что так затрудняет первое время маленького ребёнка.

Следующим по сложности упражнением будет бег гурьбой, сначала небольшой, а затем одновременно всей группой, Он требует ориентировки в пространстве, большей смелости, уверенности. Часто малыши пугаются, попав в большой коллектив одновременно двигающихся детей.

Бег в колонне по одному более сложен для маленьких детей, так как в этом упражнении требуется уже довольно большая согласованность, ритмичность движений.

Это движение даётся в младшей группе только в конце года. i

Бег в разных направлениях с использованием всего пространства помещения или площадки требует еще большей ориентировки в пространстве. Значительно сложнее является бег врассыпную с ловлей и увёртыванием. Эти упражнения проводятся уже в средней и старшей группах детского сада.

Для усвоения указанного в «Руководстве» программного материала подбираются соответствующие игры и упражнения, которые постепенно усложняются.

Так, наиболее простым для 3—4-летнего ребенка видом прыжка является подпрыгивание, стоя на месте. Первое время для усвоения этого движения выбираются игры, где дети подпрыгивают, кто сколько может: «Воробушки», «Мячики» и т. п.

Постепенно движение усложняется, от детей уже добиваются большего отрыва от почвы. Соответственно этому с детьми проводятся игры «Достань ленту», «Поймай комара», требующие более высокого подпрыгивания.

Тот же принцип соблюдается и по другим видам движений.

При отборе материала нужно учитывать и время года. Некоторые движения можно проводить только зимой: скольжение по ледяным дорожкам, ходьба по снежным валам, ходьба на лыжах; другие более целесообразны для летних условий: бег наперегонки, лазание по гимнастическим заборчикам, хождение по бревну и т. п.

Необходимо, чтобы воспитатели строго придерживались указанного в «Руководстве» программного содержания. Применение материала, не предусмотренного в программе, использование школьного материала (команд, строевых упражнений, сложных гимнастических упражнений, построение пирамид и т. д.), что, к сожалению, ещё имеет место в детских садах, лишь отвлекает детей от основного, требует затраты сил на освоение менее важных для ребёнка упражнений.

Доступность выполнения движений особенно важна по отношению к дошкольному возрасту. Стремление воспитателя «завысить» материал, не сообразуясь с подготовленностью и возрастом детей, может вызвать переутомление нервной системы, привести к излишнему возбуждению или вялости детей.

Повторение пройденного занимает большое место в ежемесячном плане. Особенно это относится к основным видам движения: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию и др. Новый материал занимает примерно треть плана. На первые месяцы приходится несколько большее, количество новых игр и упражнений, так как в начале года большинство программного материала является для .детей новым. В последующие месяцы новое постепенно .заменяется повторением. Время от времени полезно весь календарный план составлять из повторения пройденного — это даёт возможность прочнее закрепить программный материал.

Планы занятий летних месяцев (июнь—июль—август) в основном строятся на повторении и закреплении пройденного материала.

Основной формой обучения детей средней и старшей групп движениям являются занятия гимнастикой и подвижными играми. Специально организованные занятия обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определённой последовательности, позволяют по мере надобности повторять и закреплять те или иные упражнения.

Занятия проводятся один раз в неделю одновременно со всеми детьми в группе. Действия детей в процессе занятий подчинены требованиям и указаниям воспитателя; многие упражнения проводятся в общем для всех темпе, дети вместе начинают и заканчивают движение, что даёт возможность воспитателю руководить действиями всей группы.

Занятия гимнастикой и подвижными играми проводятся в хороших гигиенических условиях (в тёплое время года — на воздухе, зимой — в хорошо проветренном помещении). Это благоприятно действует на физическое развитие и состояние здоровья детей.

Занятия, специально организованные воспитателем и построенные по определённому плану, позволяют регулировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивать её, что способствует повышению выносливости организма детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация