Целеполагание в педагогике. Содержание образования

Современное образование » Целеполагание в педагогике. Содержание образования

Страница 2

2. Назовите компоненты содержания образования, представленные в концепции И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина:

1. Культурологическая концепция теории содержания образования, которая включает представления о:

социальном опыте человечества как источнике содержания образования;

уровнях формирования содержания: допредметном, учебного предмета, учебного материала, образовательной практики;

структурных элементах содержания образования:

опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний);

опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу;

опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений;

2. Теория учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Он представляет собой

целостность, включающую два блока: подлежащую усвоению часть содержания образования и средства для ее усвоения, для развития и воспитания учащихся. Разработана классификация учебных предметов на основе ведущего компонента. Рассмотрена сущность учебного предмета, его функции; специфика и значение для решения общих задач школы и образовательной программы; пути развертывания материала по ступеням обучения; цели и ценности учебного предмета; методическая система и средства достижения целей; основания отбора содержания учебного предмета, общей логики и последовательности его изучения; типология аспектных проблем, выступающая критерием конструирования содержания; соотношение науки и учебного предмета;

3. Концепция учебника: определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению

текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения;

4. Теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала. Разработаны типологии методов обучения, основывающиеся на деятельности субъектов учебного процесса – учителя и ученика, характере изучаемого материала, задачах развития учащихся и т.д. Созданы и нашли свое место в практике образования методы проблемного обучения, эвристического, программированного, продуктивного и другие. Определены требования к уроку, соотносимые с его целями, задачами, формами организации. Изучены качества знаний учащихся (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, развёрнутость, свёрнутость, осознанность, прочность и другие). Рассмотрена структура и содержание системы учебных заданий, соотносимая с эффективностью решения дидактических задач, деятельностью учителя и учеников, определены критерии сложности и трудности заданий на разных уровням усвоения учебного материала. Изучены вопросы дифференциации образования по различным основаниям.

3. Охарактеризуйте принципы и критерии отбора содержания образования:

Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация