Анализ программных средств учебного назначения, разработанных для уроков естествознания

Страница 2

Принцип обратной связи. Обязательна незамедлительная обратная связь между учащимися и ПС УН: каждое действие ученика вызывает обратное действие ПС УН, и, наоборот, ученик должен отреагировать, может быть, принять помощь. Очередная порция учебной информации выдается по мере усвоения материала, исправления допускаемых ошибок.

Принцип комфортности. ПС УН должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; содержать позитивные стимулы, которые побуждают к учебной деятельности, повышают мотивацию обучения; предусматривать возможность легкого возврата на исходные позиции, обеспечивать работу минимальным нажатием клавиш; учитывать предельную нагрузку на учащегося в зависимости от возраста, т.е. все то, что позволяет сохранить его здоровье (31).

В предыдущей главе уже были затронуты некоторые возможности использования различных средств ИКТ при организации учебного процесса. В данном параграфе проанализируем некоторые из программных средств с целью их классификации и более глубокого раскрытия потенциала и педагогической целесообразности их использования при формировании у младших школьников знаний о явлениях неживой природы

1. Педагогические программные средства.

Мультимедийное пособие «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире» отличается ярко выраженной дидактической направленностью. Пособие позволяет учителю организовать проведение серии мультимедийных уроков по наиболее сложным темам образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечить целостность и системность в обучении. При наличии всего лишь одного компьютера и мультимедийного проектора обеспечивается такая визуализация учебного процесса, которая позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение. Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами с целью повторения, закрепления пройденного.

Наглядно-дидактическое пособие представляет собой 6 учебных модулей, соответствующих важнейшим темам образовательного компонента «Окружающий мир». Оно адаптировано к образовательным программам «Зеленый дом», «Природоведение», «Природа и люди», «Окружающий мир» и др. Все модули разбиты на эпизоды, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Это позволяет учителю использовать любой эпизод в произвольном порядке по своему усмотрению, неоднократно возвращаться к нему в зависимости от поставленных учебных целей и задач при изучении нового материала, закреплении, повторении пройденного, контроле знаний. Каждый фрагмент пособия сопровождается звуковым комментарием диктора, который поясняет демонстрируемые явления, комментирует видеоряд, акцентирует внимание на важных и интересных фактах.

Данное мультимедийное пособие является эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить более качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование большого экрана, разнообразная учебная деятельность существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

При изучении темы «Явления неживой природы» можно использовать такие модули, как «Живая и неживая природа», «Смена времен года. Смена дня и ночи», «Три состояния воды. Круговорот воды в природе», «Круговорот веществ в природе».

В разработке пособия участвовали преподаватели, методисты Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, Армавирского государственного педагогического университета, учителя начальной школы и учителя биологии армавирских школ. Диск выпущен компанией «Новый диск».

Программа «Природа и человек. Естествознание для начальной школы» позволяет проводить занятия как в компьютерном классе, так и в обычном классе, оборудованном компьютером и мультимедийным проектором. Диск выпущен компанией «Новый диск».

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация