Теоретические основы изучения сказок

Страница 6

Эскимосские героические сказания, действующими лицами которых выступают сильные и отважные люди, воины и охотники, повествуют о борьбе с захватчиками и обидчиками и неизменной победе над ними, а также рассказывают о достижении мира между соседними племенами. В героических сказках дается подробное описание военной и физической подготовки воинов: пращников, копейщиков и бегунов, описание поединка героев враждующих сторон, картины общего сражения при помощи луков и копий, преследования и уничтожения противника и права победителей.

В отличие от волшебных сказок в героических сказаниях борьба между враждующими сторонами или мирное состязание в силе, ловкости и искусстве отличается более реалистическими чертами. Главными действующими лицами в героических сказках выступают люди. Элементы фантастических превращений здесь занимают второстепенное место. Волшебное и чудесное в этом жанре служит для того, чтобы наделить главного героя гиперболической силой, с помощью которой он без мифических помощников поражает превосходящие силы врагов.

С волшебными сказками тесно переплетаются различные мифы, раскрывающие ранние мифологические представления эскимосов о создании людей и животных, о происхождении гор, островов, дождя, ветра и т. д. Известен, например, науканский миф о происхождении островов в районе Берингова пролива. Эти элементы космогонических мифов есть и в ряде волшебных сказок, и в сказках о животных. В сказке "Мыля" о великане-покровителе, наказавшем охотников за злую шутку над сиротой, мифологический сюжет переплетается с реальными картинами охотничьего быта. В сказке "Охотник и орел", где реалистическое изображение действительности переплетается с элементами фантастики, приводится любопытный миф о происхождении людей – чукчей, эскимосов, американцев и русских, а также оленей: какой-то творец спустил на землю связку лучин и две пары рукавиц, из которых и получились чудесным образом люди, живущие на берегах Берингова пролива.

Эскимосские сказки, как и сказки ряда других народностей Северо-востока Азии, отличаются простым и ярким языком. Повествование и диалог в них всегда предельно кратки и содержательны. В качестве художественных средств, украшающих повествование, используются приемы гиперболических сравнений и метафорической речи.

Таким образом, сложной остается проблема классификации жанров в фольклоре чукчей и эскимосов. Зыбкость жанровых и видовых границ, переходное состояние отдельных жанров и видов увеличивают эти трудности. Нельзя подходить к этой весьма сложной проблеме формально, нельзя, например, механически применять к фольклору чукчей, коряков, эскимосов и других народов Севера традиционную жанровую классификацию, давно сложившуюся в русской и западноевропейской фольклористике. Главное, что необходимо учитывать при исследовании данной проблемы, как нам представляется, это особый мифологический характер чукотского фольклора, определяющий и его содержание, и художественную форму, а, следовательно, в значительной степени, и жанровый состав.

Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать заключение о том, что волшебная сказка представляет собой художественный текст и выполняет эстетическую функцию в системе традиционной фольклорной культуры. Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые, лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находиться в настоящем и перебрасывать мост в будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация