Формирование интереса к народной музыке у младших школьников

Страница 3

Интерес обобщенный, широкий, неконцентрированный, проявляющийся к предмету в целом, затем может стать основой формирования глубокого, индивидуального интереса. Такой интерес является следствием определенного уровня развития индивидуального художественного вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств. Практика общеобразовательной школы, а также специальные исследования показывают, что познавательные интересы играют важнейшую роль в становлении направленности личности младшего школьника, что именно в этом возрасте следует обращать особое внимание на проблему формирования у учащихся интереса к музыкальным занятиям [10].

Музыкальный интерес может реализоваться в пассивном (случайное, нецелеустремленное слушание), полуактивном («аналитическое» слушание, предваряемое отбором материала и подготовкой) или же активном (исполнительство, сочинение) способах поведения. Наибольшая степень творческой инициативы присуща двум последним способам выявления музыкального интереса.

Основой воспитания у школьников музыкального интереса являются художественно ценные произведения. Чем ярче и выразительнее музыкальное произведение, тем сильнее его воздействие на ребенка. Важно, чтобы интонационный опыт ребенка обогащался на основе музыки разных эпох и стилей. Поэтому можно наметить три составляющих музыкального репертуара для младших школьников:

– произведения мировой музыкальной классики (как отечественной, так и зарубежной, как современной, так и прошлых веков);

– произведения духовной музыки;

– произведения народной музыки (фольклор, воплотивший народную мудрость, обычаи, традиции) [29;41].

Также для пробуждения интереса необходима активная музыкальная деятельность, направленная на освоение музыкального языка. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Народная музыка – доступна и близка обучающимся, начиная с самых ранних возрастных этапов. Учитывая большое разнообразие локальных фольклорных традиций, многожанровость народной музыки, можно, тем не менее, выделить ее общие свойства, использование которых развивает все виды интереса, закрепляет в сознании учащихся отношение к художественной деятельности как интересной и творческой. К таким свойствам относятся:

– вариантная природа народной музыки;

– импровизационность и творческий характер ее исполнения;

– использование разнообразных средств коллективного музицирования;

– наличие определенного фольклорного материала, адресованного детям, понятного, занимательного и доступного для исполнения.

Существуют две основные группы методов, которые способствуют пробуждению интереса к народной музыке у младших школьников. Первая группа методов направлена на углубление восприятия национальной специфики музыки (это такие методы, как метод «погружения» в интонационно-образный строй, метод интонационно-стилевого анализа и метод междухудожественных ассоциаций). Вторая группа методов способствует освоению процессов взаимодействия «диалога» в творчестве композиторов разных национальных стилей.

Рассмотрим все методы более подробно.

Метод погружения в интонационный строй – позволяет детям оценить особенности художественного восприятия мира конкретным народом, характерные «слова-речения» музыкального языка какого-то определенного народа. Погружение в интонационный строй музыки на начальном этапе музыкального образования непрерывно связан с методом интонационно-стилевого анализа, который направлен на поиск и определение специфики элементов музыкального языка, характерных для того или иного национального стиля. Подвести школьников к выводу о существовании внутренних связей между разными видами искусства позволяет метод междухудожественных ассоциаций. Так через сопоставление мелодии, танца и языка, учащиеся, выявляя общие черты народной символики, ощущают целостность своей национальной культуры.

Все вышерассмотренные методы относятся к первой группе, а теперь обратим внимание на методы второй группы:

Освоение процессов народного и композиторского творчества, «диалога» в творчестве композиторов как внутри одной национальной культуры, так и между разными культурами и эпохами осуществляется методом интонационно-тематических реминисценций. Действие метода выражается в обнаружении и художественном осмыслении фольклорных цитат в тексте музыкальных произведений. Встречаясь со знакомыми народными напевами в композиторских сочинениях, ребята изучают их интонационно-смысловое развитие в контексте крупного музыкального произведения. Задачи формирования у школьников способности практически оперировать национально окрашенным мелодическим языком решает метод интонационно-стилевых модуляций. Стилевое модулирование осваивается учащимися в процессе выполнения следующих творческих заданий:

Страницы: 1 2 3 4

Навигация