Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 2

Современные психологи и педагоги не отрицают влияния биологических факторов. Исследования показывают, что функциональные мозговые системы, лежащие в основе человеческих способностей, формируются прижизненно.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования, он учится, овладевает опытом, накопленным обществом. Обучение – всеобщая форма психического развития людей. Совершенствуя систему обучения, можно существенно влиять на психическое развитие детей, управлять им. Все о психологии: тема: психолог спб онлайн на сайте psycholog-dubnova.ru.

Совершенствуя программы, важно ориентироваться на возрастные особенности детей в их типичном проявлении. Но для обеспечения всем учащимся возможности получения образования этого недостаточно.

Многочисленные психологические исследования показывают наличие индивидуальных вариантов развития, значительно отклоняющихся от возраста.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Последние, нередко оказываются значительно ниже, средневозрастных.

Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация.

Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе. Под школьными трудностями Дубровинская Н.В. имеет в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе.[15] Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету ( или по всем предметам сразу ) в четверти или в году.

В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.[ 25, с.13 ]

Среди учеников любого класса обычной общеобразовательной школы всегда есть дети, которые не усваивают материал программы по какому то предмету, и выделяется группа неуспевающих школьников.

При оценке успеваемости учитель ориентируется на формальные показатели усвоения знаний – воспроизведение определений, правил, умение решать типовые задачи и т.д. и на достигнутый уровень умственного развития, от которого зависит фонд действенных знаний, т.е. возможность самостоятельно, творчески оперировать ими. Именно невозможность самостоятельного оперирования информацией отличает неуспевающих школьников.

Отсутствие у ребёнка хорошо осознанного и прочно закрепленного минимума знаний является причиной непонимания нового материала и невозможности приобретать действенные знания.

Осознание, или понимание, характеризуется тем, что учащийся включает новый материал в систему уже имеющихся знаний, у него формируется связь между старым и вновь приобретенным. Для этого необходимо осуществить перевод информации с языка науки на свой собственный язык.

Огромное влияние на осознанность знаний оказывает наличие предварительных знаний. Так, например, при формировании базисных в математике понятий " число ", " величина " опорой являются реальные предметы и действия по их пересчёту и измерению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация