Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 7

А.Л.Венгер и Г.А.Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:

- проблемы, связанные с умственным развитием;

- поведенческие проблемы;

- эмоциональные и личностные проблемы;

- проблемы общения;

- невротические проявления ( тики, энурез ) и другие.

По мнению Г.И.Вергелес, Л.А.Матвеева, А.И.Раев школьная неуспеваемость может быть вызвана:

- психологическими особенностями ученика;

- недостатком объёма и качества знаний;

- недостаточно сформированной учебной деятельностью;

- отношениями с окружающими;

- деформацией мотивов учения.

Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды ( начало обучения в школе, период половой зрелости ) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины. [ 15, с. 82 ]

По исследованиям Калмыковой З.И. [ 19, с.57] на успешное усвоение программного материала по основным предметам, в том числе и по математике, оказывают влияние:

- наличие фонда действенных знаний;

- уровень сформированности положительных качеств ума, т.е обучаемость;

- личностные параметры учебной деятельности, главным образом – мотивы.

Недостаток в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание по какому-либо предмету.

В зависимости от того, какой из них выступает в качестве первопричины неуспеваемости, Калмыковой выделяются два типа отставания:

1-ый тип включает в себя школьников, педагогически запущенных,

2-ой тип – учащиеся с пониженной обучаемостью.

В работе " Учебная деятельность младших школьников: диагностика и коррекция неблагополучий " Гильбух Ю.З. [ 9, с. 82] предлагает типологию специфического отставания. В основу её положены поведенческие признаки. Типология включает три типа: два исходных и один смешанный.

Тип 1 – учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности.

Тип 2 – дети с низкой эффективностью учебной деятельности.

Тип 3 – учащиеся с сочетаниями признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.

Наличие типов отставания и многообразных причин позволяет сделать вывод о необходимости индивидуальной работы с учащимися неуспевающими с предварительным установлением причин неуспешности.

Так Матвеева [25, c.18] приводит интересные факты:

- 80 % родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем ( несправедливость учителей – 29 %; неумение найти подход к ребёнку – 48 %; низкая квалификация – 23 % );

- педагоги же ( 88 % ) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей ( пассивность и невнимание к детям – 31 %, нежелание или неумение помочь ребёнку – 18 % ).

Проведённые нами исследования также выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.

Анкетирование 35 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

- здоровье ( 60 % );

- семейные проблемы ( 32 % );

- низкую самооценку учащихся ( 16 % );

- тревожность ( 18 % );

- педагогическую запущенность детей ( 24 % );

- сложность программы ( 16,5% ).

Родители ( опрошено 52 человека ) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:

- неинтересное преподавание предмета – 36%,

- лень ребёнка – 32 %,

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Навигация