Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 6

Огромное разнообразие причин неуспеваемости, отраженных в литературе , приводит, по мнению А.Ф.Ануфриева ( 1997 ), к тому, что педагог, выясняя причину трудностей в обучении, испытывает сложность в выборе диагностических методик и коррекционных программ.

В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.

Так, А.А.Бударный [25] выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную.

Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками " 2 " и " 1 " и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.

Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Польский исследователь В.С.Цетлин [25], анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.

Классификация английского автора Ф.Шонелла составлена на основании выделения вызывающих её причин, а именно:

А – общая неуспеваемость, к которой ведёт тупость;

В – общая неуспеваемость ( исправленная и неисправленная ) или специальная ( исправленная и неисправленная );

С – неуспеваемость, вызванная нереализованными возможностями ребёнка. Высшая степень этой неуспеваемости ведёт к В, т.е. к общей неуспеваемости.

Н.П.Локалова [22] выделяет два типа школьной неуспеваемости:

- общее отставание в учении

- отставание по отдельным предметам.

Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо, прежде всего, определит вызывающие её причины. Среди специалистов, уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

- физиологический фактор;

- социальный фактор;

- психологический фактор.

Cреди причин неуспеваемости, Л.С.Славина называет следующие:

- неправильное отношение к учению;

- трудности усвоения учебного материала;

- неумение трудиться;

- отсутствие познавательных учебных интересов;

- отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.

Известные учёные Ю.К.Бабанский, Н.И.Мурачковский [25.c.17] выделяют такие причины неуспеваемости, как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др.

Подробную классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П.Борисов, [5] объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.

- Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

- Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.

- Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация