Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 9

В отечественной психологи разработана теория внимания, как функция внутреннего контроля за соответствием умственных действий программа, их выполнения ( П.Я.Гальперн и др. ) [ 35]. Развитее такого контроля улучшает результативность любой деятельности и её планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность. Различают следующие виды внимания: внешнее, внутреннее, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Психология обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. [ 29 ].

Память бывает: первичная и вторичная, кратковременная, долговременная, эмоциональная, словесно-логическая, образная, механическая, оперативная, сенсорная, двигательная.

Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Иным словами, в процессе мышления осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.

Мышление бывает: наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, визуальное, абстрактное, интуитивное, творческое, практическое, оперативное, комплексное.

Все психологи сходятся во мнении, что мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности. Одни психолог считают процесс мышления исключительно продуктивным, то есть производящим новый продукт – идею, новое решение ( С.Л.Рубинштейн ), другие включают в него и репродуктивные этапы ( П.Я.Гальперин ). Можно заметить, что воспроизведение ( вспоминание ) уже имеющихся знаний – одна из функций памяти, в то время как "искание и открытее нового" – действительно творческий, не рутинный высший, познавательный процесс. [29]

Особое внимание специалистов привлекает проблема школьной неуспеваемости в начальных классах, так как начальное образование – фундамент, на котором строится всё среднее образование. Кроме того, именно младший школьный возраст имеет значение для последующего становления личности.

Таким образом, диагностическое обследование неуспевающих учащихся является неотъемлемой составляющей работы школьного психолога и проводится с целью определения основных направлений коррекционной работы, как индивидуальной, так и групповой. Какой же пакет методик необходимо иметь, пользуясь принципом необходимости и достаточности? Безусловно, каждый специалист подбирает свой диагностический арсенал сам, исходя из особенностей того учреждения, в котором он работает, из целей и задач предполагаемой работы, из своего опыта работы, личностных особенностей и возможностей.

Некоторые специалисты отмечают, что в разных случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана различными психологическими причинами. Н.П.Локалова признаёт, что существует насущная потребность в оказании помощи учителям, которые работают со слабоуспевающими учениками. Однако она считает, что помощь окажется эффективной только при усвоении знания психологических причин неуспеваемости. Между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами может не быть прямого и однозначного соответствия. [ 22 ]

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Навигация