Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 11

Многие авторы считают, что некоторые особенности развития мышления могут стать причиной неуспеваемости. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике. Л.С.Выготский полагает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Формирование научных понятий в этом возрасте только начинается. В зависимости от восприятия и типа мышления всех детей можно условно разделить на " мыслителей ", " практиков ", и " художников ". Учитель при построении урока должен ориентироваться на эту особенность ребёнка. Например: при обучении " художников " урок лучше строить так, чтоб заинтересовать учеников, " мыслителям " необходимо предоставить схемы, таблицы, алгоритмы, " практикам " лучше конкретно расписать материал. [ 7 ]

По мнению многих авторов, недостаточный уровень развития внимания также может стать причиной трудностей при освоении учебной программы. У первоклассников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут, подростки – 40-45 минут, старшеклассники – 45-50 минут. Однако опыт показывает, что во многих школах подобные ограничения не учитываются, в связи с чем, возникают перегрузки детей, которые могут привести к эмоциональному срыву.

Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психологического состояния ребёнка ( отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками ). Чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.

Эту точку зрения разделяет Г.М.Пономарёва, которая утверждает, что почти все школьники, не успевающие вследствие ЗПР, - дети без отклонений в развитии, но не успевающие по русскому языку и математике, а также большинство учащихся, устойчиво успевающих на " три ", имеют дефекты организованности внимания, что, безусловно, может быть одной из причин трудностей в обучении. [ 30 ]

Из всех изучаемых свойств внимания ( сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределение, объём ) самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания ( Дембеле Бабой ). [ 12 ]

В последнее время в литературе всё чаще среди причин неуспеваемости называют особенности восприятия учащихся и в зависимости от типа восприятия учебного материала детьми предлагаются разные стратегии преподавания этого школьного предмета.

Для построения эффективной программы обучения Е.С.Гобова рекомендует учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребёнком ( зрительный, слуховой, кинестетический ), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании ( в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов ) и каким образом ребёнок проверяет правильность принятого им решения. [ 10 ]

Для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Уделяя особое внимание эмоциональной сфере ребёнка, в книге " Школьные трудности " нестандартных " детей " А.О.Дробинская [ 13, с. 15 ] пишет: " Анализируя каждый индивидуальный случай стойких трудностей в обучении и нарушения адаптации к школе, необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в учебных знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов ".

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Навигация