Организация и проведение психолого-педагогического консилиума

Страница 9

В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах существования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре запланированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремиться надо к тому, чтобы по возможности обходится меньшим числом заседаний при высокой интенсивности обсуждений. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в процессе предметного обучения, превратится в длительный бессмысленный ритуал, каких немало в школьной системе.

Организационные трудности, возникающие в работе консилиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием группового решения, распределением властных полномочий в мини-группе ее участников. Все они могут быть решены каждой "командой" индивидуально. Важно только, чтобы все участники осознавали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения - всех возникающих сложностей для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.

Современное мировое школьное образование находится на этапе кардинальных изменений. Страны Запада вырабатывают четыре модели школы XXI века: традиционную (школа учебы), прагматическую (школа жизни, социализации), гуманистическую (школа развития), глобальную (глобального образования).

Отечественная школа сталкивается с теми же проблема ми. Они осложнены ситуацией в стране. Но процесс изменения российской школы неизбежен. Вопрос в том, какие стратегии изменения школы будут выбраны на уровне образовательной политики страны.

Перед школой страны сегодня стоит ряд проблем. Это - взаимодействие школы с обществом, состояние педагогических кадров, здоровья учащихся, взаимодействие школы и семьи, организация эффективной воспитательной работы в школе. В целом, это - достижение школой способности комплексно и квалифицированно работать с проблемами молодежи, а не только обучать.

Ухудшается физическое эмоциональное, духовное здоровье школьников.57 % учащихся не уверены в качестве своих знаний. Речевая культура учителей находится на низком уровне (длина предложений, темп речи, наличие оптимальных пауз, краткость подачи информации, структурирование материала).

Среди педагогов нет единства в критериях оценивания знаний. Мнение, что такое единство не нужно, что образование - процесс индивидуальный, вступает в противоречие с отсутствием целей воспитания. Воспитанник оказывается лишенным нравственных ориентиров и ценностей вообще (самоуничтожающийся тип личности). До 45 % учащихся неадекватно реагируют на постигающие их неудачи в учебе, не умеют с ними справляться.

Учащиеся не получают достаточной эмоциональной поддержки со стороны учителей и родителей.44 % родителей обсуждают проблемы своего ребенка с педагогами, но только 6-7 % из них осознают эмоциональные переживания своего ребенка как проблему. Педагоги школ практически не готовы работать с подростковой наркозависимостью и суицидальным поведением.

Учителя, независимо от их педагогического опыта, обращаются чаще всего к психологу по поводу "неуправляемости" отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. Они часто испытывают бессилие по поводу решения проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения, общения тех или иных детей. Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Но в большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему.

Поэтому они сопротивляются активному вовлечению их самих в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Навигация