Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного опыта учащихся начальных классов

Современное образование » Природа как средство формирования нравственности младшего школьника » Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного опыта учащихся начальных классов

Страница 5

«Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека».

Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? Давайте запишем его в своей памятке друзей природы: «Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!».

Привал в лесу

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек – ключик. Хорошо бы пообедать!

Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя, как гостя…

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке! (Можно во время прогулки в лес ознакомиться с такой загрязненной поляной; можно использовать иллюстрацию на тему такого отдыха в природе).

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба.

Черной прогалиной выделяется выгоревшая от костра площадка.

Рядом – гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть.

Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а, сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил!

Запачкал полянку, как неряха!

Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомые на них и в почве, обезобразил лесную полянку!

Навредил елям.

А еще? Посмотрите, какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вова». А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

После такой забавы гость леса поскорее покинул искалеченную поляну. Почему?

Может быть, стыдно стало?

Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут?

Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой бивак? Свой отдых?

И еще: осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, смог бы исправить ситуацию не лесной поляне? Как?

Шум в лесу.

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц и зверей. И – рыб. И – насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь – перед твоим появлением луг звенел от мелодий зеленого скрипача – кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.

Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, поиск лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты в гостях у природы и помни об этом!

Запиши в своей памятке еще одно правило поведения: не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Гнездо.

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря! Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь?

Наклонишься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенца? Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты не кого не тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам гнезда плохую услугу! Какую?

Разве ты не замети, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она, может быть, и не разглядела гнезда, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем–нибудь поживиться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация